Научно доказано, что дети, с которыми занимались буквально с пеленок, более способны и талантливы, быстрее учатся и достигают большего. Осталось только выбрать систему, по которой вы хотите развивать своего малыша.

Система Глена Домана

Что развивает: восприятие, слух, зрение, память, навыки чтения, интеллект.

Суть занятий: с первых месяцев жизни ребенку несколько раз в день демонстрируют карточки с буквами, цифрами, картинками. Показывать необходимо по темам (например, 10 букв, 10 животных и прочее). Продемонстрированную карточку можно снова показать не раньше чем через месяц. Мама громко зачитывает то, что написано на карточке, и переходит к следующей. Отвлекаться от просмотра или брать карточки в руки малышу запрещено. Параллельно родители должны всячески стимулировать двигательную активность малыша, ведь физическое и интеллектуальное развитие взаимосвязаны.

Особенности: хотя методика Домана очень популярна и успешна (более 10 Нобелевских лауреатов признались, что в детстве занимались именно по ней), она способна дать ребенку только энциклопедические знания. Здесь нет места личным отношениям, эмоциям, совместному творчеству с мамой. Кроме того, малыш оказывается пассивным получателем информации, что тоже весьма спорный момент. И главная особенность этой системы в том, что она отнимает колоссальное количество времени и сил у взрослых, ведь для достижения результата нужно постоянно делать новые карточки и проводить несколько десятков уроков в день.

Система Марии Монтессори

Что развивает: восприятие, память, внимание, мышление, обоняние, слух, зрение, мелкую моторику, навыки чтения и письма, навыки самообслуживания и эрудицию.

Суть занятий: уже с 8–12 месяцев игры малыша проходят в специально оборудованном пространстве. Комната делится на зоны (практической жизни, сенсорного развития, математики, языковая, космическая, творческая, спортивная и другие), в каждой из которых находятся игрушки и предметы, способные развивать те или иные навыки. Например, в зоне практической жизни ребенок может завязать и развязать шнурки на ботинках, почистить и порезать овощи, помыть посуду. В зоне сенсорного развития — пощупать разные по форме, цвету и размеру предметы.

Особенности: во время игр-занятий взрослые должны давать ребенку максимальную свободу и вмешиваться, только если требуется помощь. Система Монтессори основана на индивидуальном и естественном развитии: малыш делает только то, что ему интересно, и только тогда, когда ему этого хочется. Основная и самая трудная задача родителей, выбирающих эту систему, — найти или смастерить правильные обучающие материалы. Ну и, конечно, выделить для игр отдельную комнату. К счастью, методику Монтессори очень любят в детских развивающих центрах, так что занятия не обязательно проводить дома.

Система Николая Зайцева

Что развивает: навыки чтения и письма, математическое и логическое мышление, слух, осязание, зрение, восприятие.

Суть занятий: начинать обучение можно уже с 1-2 лет. Урок по Зайцеву длится 25 минут и проходит в игровой форме: ребенок может ходить, стоять, сидеть, лежать, переключаться между заданиями. Главный материал для занятий — деревянные кубики с буквами и слогами разных размеров, цветов и заполненные разными звучащими материалами. Из них малыш с помощью взрослого составляет слова. Также можно заниматься по карточкам и таблицам, а научиться считать помогут счетные палочки.

Особенности: очень доступная и простая методика с небольшим количеством материала. Занятия необходимо проводить в комфортном для ребенка темпе и не заставлять его. Эффективнее всего система работает для малышей 3-4 лет: они смогут читать уже после пары занятий. А более юным ученикам потребуется больше времени.

Система Никитиных

Что развивает: образное и логическое мышление.

Суть занятий: в игровой форме малышам предлагают решить задачи и головоломки разной сложности. Делается это с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов из картона или пластика, деталей конструктора и пр. Взрослые активно участвуют в игре, помогают детям, придумывают все новые и новые задачки. 

Особенности: кроме непосредственно занятий, большое внимание в этой системе уделяется физическому развитию. С самого раннего возраста малышам предоставляется полная свобода передвижения, и они активно изучают мир под присмотром взрослых. Никитины утверждали, что дети должны расти в здоровой спортивной обстановке, и призывали оснащать пространство всевозможными турниками и спортивными уголками.

Система Макото Шичида

Что развивает: образное мышление, фотографическую память, навыки скорочтения, языковые и вычислительные способности.

Суть занятий: в системе Шичида существует несколько типов занятий.Показ картинок (для детей с рождения). Мама демонстрирует малышу 100-150 картинок или слайдов с разными изображениями (просто картинка, картинка с подписью или просто слово). Каждую картинку надо показывать не дольше половины секунды. Одну и ту же картинку можно показывать не чаще раза в 4 месяца.

Игра на память. Несколько карточек раскладываются в произвольном порядке, на их основе мама придумывает абсурдную историю. Потом карточки перемешиваются, и ребенку предлагается разложить их, как в первый раз, воспроизведя историю. Постепенно малыш сможет запоминать последовательность из большего количества карточек, вплоть до 50.

Игра на мгновенную память. Малышу несколько раз демонстрируют карточку с изображением цветного узора, а потом предлагают отметить на черно-белом рисунке, какие цвета он запомнил.

Особенности: методика Шичида направлена на развитие правого полушария, которому уделяется мало внимания в отечественной системе образования. Смущает то, что, несмотря на вполне научный подход к тренировке памяти и восприятия, Шичида предлагает развивать у детей интуицию, телепатию, ясновидение, психометрию и духовную силу. Ну а основной вопрос, преследующий родителей, выбравших систему Шичида, это где взять такое количество карточек. В интернете существуют целые сообщества мам, которые постоянно создают карточки для занятий и обмениваются ими.

FamilyBoom-совет: вне зависимости от того, какая система вам больше нравится, ориентируйтесь на способности и желания ребенка, анализируйте, что у него и так прекрасно получается, а какие навыки нужно подтянуть. Не бойтесь заниматься по нескольким методикам сразу, ведь развитие должно быть гармоничным и разносторонним. Только ни в коем случае не перегружайте малыша и не заставляйте его: занятия должны быть приятными и веселыми.