Норма

Понятие нормы в развитии речи весьма расплывчато, потому что большую роль здесь играют наследственность и индивидуальные особенности. Кто-то в два года произносит первое слово, а кто-то уже говорит фразами.

В целом психологи и логопеды выделяют следующие этапы нормального развития речи:

  • гуление (первые звуки) — в 2–3 месяца;
  • сочетания звуков, слоги — в 5–7 месяцев;
  • повторяющиеся слоги, лепет (ма-ма-ма, ба-ба-ба) — в 7–9 месяцев;
  • первые слова — с 1 года;
  • первые фразы — с 1,5 лет.

Когда волноваться?

  • В речи ребенка первого года жизни нет гласных и слогов.
  • В его речи преобладают нехарактерные для нашего языка гортанные звуки.
  • Малыш все время что-то "говорит", но звуки различить невозможно.
  • Лепет и первые слова не появились к 1,5 годам.
  • К 3 годам малыш не говорит фразами.
  • У ребенка все время открыт рот, он высовывает наружу язык.
  • Его поведение бывает неадекватным и неконтролируемым.
  • Малыш не тянется на руки к родителям, ему неприятны прикосновения и поглаживания.
  • Ребенок не смотрит в глаза, его взгляд направлен куда-то в сторону.

Такие симптомы могут говорить о неврологических, органических нарушениях или особенностях речевого аппарата (например, слишком короткая уздечка), так что в этом случае необходимо проконсультироваться с врачом.

Как помочь ребенку заговорить?

Если малыш здоров и просто не торопится произнести первые слова, есть несколько действенных способов развить его речь. Конечно, не стоит ждать, что малыш заговорит, как великий оратор, уже на второй день занятий, но прогресс не заставит себя ждать.

  • Постоянно говорите с малышом: это важно с самых первых дней его жизни. Озвучивайте свои действия, называйте предметы и их характеристики. "Сейчас мы пойдем гулять. На улице тепло и светит солнышко. Ой, а что это там? Машина едет? Это синий грузовик".

  • Не говорите на "детском" языке, не передразнивайте малыша, произносите слова правильно.

  • Обязательно читайте ребенку книжки: ничто так не влияет на развитие, как грамотная литературная речь, пусть даже простая.

  • Пойте песенки, даже если сомневаетесь в своих музыкальных способностях. Для малыша важно слышать мамин голос, а слова, произнесенные нараспев, легче усваиваются (мы можем не знать иностранного языка и не понимать значение слов, но хорошо запоминаем припевы песен).

  • Рассказывайте коротенькие стишки, потешки и прибаутки, рифмуйте слова, сопровождайте это все жестами. Дети не зря обожают повторять "Гуси, гуси, га-га-га" и "Полетели, полетели, на головку сели".

  • Чтобы малыш как можно быстрее заговорил слогами, разучите с ним, как разговаривают разные животные.

  • Уже с полугода начинайте задавать ребенку вопросы: "Где папа? Где киса?". Уловив значение слов, он будет смотреть на людей, животных и предметы, а чуть позже научится показывать.

  • Обязательно называйте предметы, на которые указывает ребенок, пусть даже он захочет услышать это слово много раз.

  • После года не реагируйте сразу на жесты карапуза, даже если понимаете, чего он хочет. Просите его изъясняться словами, подсказывайте: "Что ты хочешь? Печенье? Скажи: печенье!".

  • Не забывайте об играх, развивающих артикуляцию. Задувайте вместе с малышом свечи, сдувайте с ладони бумажные снежинки и пушинки с одуванчика, научите ребенка высовывать язык, складывать губы трубочкой, широко открывать рот, улыбаться и прочее.

  • Если малыш любит пустышку, старайтесь отвлекать его от нее как можно чаще: с забитым ртом сложнее научиться говорить.

  • Развивайте мелкую моторику ребенка. Доказано, что массаж пальчиков, пальчиковые игры, рисование, лепка и прочие аналогичные занятия ускоряют процесс развития речи.

  • Также существует связь между общей активностью младенца (ползание, первые шаги) и речью, поэтому не стоит запирать малыша в манеже или в кроватке: пусть у него будет больше свободы.