24 ноября 2016

Как воспитать самостоятельного ребенка: советы психолога

Рождение малыша - это и радость, и большая ответственность. Ведь чтобы чрезмерная любовь взрослых к младенцу не превратилась в их созависимость, родителям нужно правильно растить кроху

Во время беременности мать и ребенок связывает настоящая физическая зависимость. Когда кроха появляется на свет, он отделяется от матери, но еще какое-то время сильно зависит от ее ухода, заботы и внимания. Именно в этот период и может сформироваться так называемая «созависимость». 

Позже, когда ребенок вырастает, он начинает психологически отделяться от мамы. В такие моменты полное согласие с ней уступает место бунтарству и капризам. Неудивительно, что подобные перемены являются для большинства мам настоящим потрясением, ведь им особенно сложно отказаться от того сладкого чувства собственности, когда карапуз полностью «принадлежал» ей. Зачастую женщины просто не могут отпустить свое чадо, дав ему возможность самостоятельно познавать мир и формировать свой способ преодоления трудностей. Как избежать подобного "погружения" в ребенка рассказала Анна Баранова, психолог, консультант, тренер и руководитель центра развития личности Life and Art. 
Признаки созависимости

Глубокое погружение в ребенка можно охарактеризовать следующими признаками: 

  • Тревога при отдалении малыша от мамы физически (уходит в другую комнату, отбегает на улице в сторону и прочее);
  • Желание все делать за ребенка, во всем ему потакать;
  • Стремление говорить за ребенка, решать за него, играть за него;
  • Создание условий, при которых малыш не чувствует безопасности этого мира (негативные высказывания, формирование страхов и опасений, создание веры в то, что мир опасен, и без взрослых выжить в нем невозможно);
  • Излишний страх за ребенка – что он упадет, покалечится, порежется и прочее.
При этом общее состояние женщины балансирует между «слепой любовью» и повышенной нервозностью по отношению к ребенку. С одной стороны она страстно хочет максимально активно участвовать в жизни своего чада, а с другой — устав от постоянного напряжения, желает «отодвинуть» его подальше. 

Если у такой «беспокойной» мамы скапливается много опасений о малыше, это состояние транслируется и ребенку, так что он тоже начинает бояться, тревожиться и тянется к ней в любой момент, как только ситуация кажется ему нестабильной. Такие дети с трудом идут играть с другими ребятами на площадке, и в каждой новой ситуации жмутся ближе к маме. Кроме того, что тревожных малышей сложно уговорить сделать что-то самостоятельно, они могут даже не уметь играть и свободно общаться. Картина мира такого карапуза полна опасностей, тревоги и зависимости от взрослого.
Как приучить себя и ребенка к самостоятельности 

Если в описанном поведении вы узнаете себя, самое время провести профилактику. Соблюдая несложные правила общения со своим чадом, вы сохраните гармоничные отношения. 

1. Обращайтесь к ребенку только по необходимости
Дети не такие хрупкие и беспомощные, как это может показаться. Конечно, возраст тоже нужно учитывать – как правило, начиная с двух лет, большую часть действий малыш совершает самостоятельно, поэтому, чем реже родители будут обращаться к карапузу, тревожно наблюдая каждый его шаг, тем лучше. «Спешите на помощь» только по необходимости, когда есть четкое понимание, что в этой ситуации вашему чаду действительно нужна поддержка. Для этого можно задавать ребенку вопрос: «Тебе помочь?». И, получив положительный ответ, предлагать советы. 
2. Уберите негативные комментарии

Родители часто предостерегают детей, желая помочь им избежать какой-то ошибки или неверного движения. Так, нередко можно услышать фразы: «Не беги так быстро, упадешь», «Туда не ходи, там опасно», «Порежешься», «Уколешься», «Сломаешь» и тому подобное. Тут же, как по взмаху волшебной палочки, такие дети начинают падать, царапаться, бояться всего. Триумф мамы, происходящий в такие моменты, лишь подтверждает, что она «всегда права», и неумелому карапузу надо держаться возле нее. 

Родителям следует помнить, что у любой предостерегающей фразы есть программирующий эффект. Например: ребенок радостно бежит по дорожке, и ему это нравится. Он даже не знает, что так быстро бегать нельзя, что можно упасть, и у него не хватит сил. И тут взрослый ему подсказывает. Пара секунд – и программа сработала. Малыш падает. 

Я наблюдала интересный пример. Ребенок одной женщины мог смело залезть на стул, и выполнять на нем чуть ли не акробатические номера. Сердце при виде такого зрелища холодело. Но когда я спросила у мамы карапуза, почему она так спокойна, она ответила, что малыш отлично с этим справляется, и она никогда не говорила ему, что можно упасть со стула. То есть ребенок сам изучил свое тело, сформировал ловкость и чувствовал себя уверенно в подобных ситуациях.
3. Стимулируйте самостоятельность малыша

Сегодня довольно часты ситуации, когда родители стремятся сделать все за своего ребенка - даже говорят и играют за него. Такие мамы и папы приходят к психологу с вопросом: «Почему мой ребенок не говорит в три года?». Дело в том, что дети развиваются в ситуациях, когда это необходимо. Они не знают, что надо учиться что-то делать самому, и, попадая в «райские условия», когда все совершается за них, эти малыши просто не имеют стимула к развитию. Зачем? Ведь мама сама все скажет и сделает. 

Такое поведение становится нормой для ребенка. Поэтому при общении со своим чадом старайтесь стимулировать у него самостоятельность. Малыш хочет одеться сам? Хорошо – пусть пробует, учится. Тянется за ложкой - значит, сможет поесть без вашей помощи. Активно пытается что-то сказать? Пусть карапуз говорит, а вы попробуете его понять.
4. Создайте стабильность

Стабильность для ребенка — это и режим дня, и ощущение, что он находится в безопасности. Однако если у взрослого нет подобного ощущения, то малыш впитает это моментально и будет опасаться жить. Поэтому чаще позитивно высказывайтесь о мире, старайтесь создавать атмосферу доброжелательности и показывайте ребенку новые возможности. 

Также важно объяснить малышу, что он сможет справиться с ситуацией сам, и если будет нужна помощь, он ее получит. Дети, воспитанные в такой атмосфере, увереннее себя чувствуют во время обучения: они охотнее пробуют сделать что-то сами, и реже обращаются за помощью.
5. Настройтесь на ребенка, отключив свои проекции

Взрослый — это система ценностей, установок и готовых сценариев. Неосознанно родитель передает их малышу, чтобы облегчить жизнь в этом мире. Но вместо помощи ребенок получается массу ограничений и не слышит себя. Таким образом формируется человек, которому во взрослой жизни нужно будет заново учиться быть в окружающем мире. Поэтому в отношениях с малышом чем меньше шаблонов, тем лучше. 

Помните, что процесс воспитания — это творческий процесс, в котором встречаются две личности: одна взрослее и мудрее, а другая — только начинает свой путь познания. Но в любом случае, как ребенку есть чему поучиться у взрослого, так и родители могут узнать что-то новое благодаря своему карапузу. Это взаимный обмен. Любите своих детей, помогайте им развиваться, общайтесь - и ваши дети вырастут здоровыми личностями, успешными и благополучными.
Еще по теме:
Не пропустите интересного! Подпишитесь на новости в Facebook
0 комментариев
      Еще обсуждают
      Показать еще