Проблемы опережающего развития

Принято считать, что, чем раньше малыш освоит различные навыки, тем проще ему будет в дальнейшем. Авторы различных методик рекомендуют начинать обучение чтению с рождения, счету и иностранным языкам – с полугода, музыке и рисованию – с года. Некоторые утверждают, что ребенок способен усваивать бесконечное количество информации только до 3 лет, некоторые – что эта способность угасает после 7, а значит, надо быстро-быстро начинать заниматься, чтобы все-все успеть.

Основные мотивы мам, стремящихся развивать чадо как можно раньше, таковы:
  • дать ребенку то, чего в детстве не хватало его родителям;
  • чтобы малыш в будущем достиг больших успехов в жизни, чем его родители;
  • чтобы кроха во что бы то ни стало опережал нормы развития;
  • чтобы он выделялся из толпы сверстников;
  • чтобы был не хуже, чем дети друзей и знакомых.

Однако, выбирая методики раннего развития и усиленно занимаясь по ним, многие родители не понимают, какие проблемы могут ждать малыша уже в недалеком будущем.

  • Снижение остроты зрения. Не зря детям до 3 лет вообще не рекомендуется смотреть телевизор или играть с гаджетами: глаза крохи устроены так, что сильное напряжение способно вызвать необратимые изменения. А показывая младенцу по 10 карточек 5 раз в день, мама волей-неволей заставляет его излишне напрягать зрение.

  • Комплекс неполноценности. Когда малыш раз за разом "проваливает" мамины задания просто потому, что еще не готов к ним, у него складывается ощущение, что он ни на что не способен.

  • Стресс также сопровождает каждый "провал". У большинства детей неустойчивая нервная система, поэтому такие переживания могут привести даже к неврозам: заиканию, недержанию, тикам.

  • Подмена ценностей происходит, когда ребенок ощущает, что маме от него нужно только одно – достижения. С этого момента он делает все, чтобы заслужить похвалу, а потому становится легкой жертвой для манипуляторов (в том числе посторонних детей и взрослых). Возможен и другой сценарий: кроха сам начнет манипулировать родителями, требуя все новые и новые подарки за свои успехи.

  • Потеря мотивации к учебе может возникнуть по двум причинам. Либо малыш опускает руки, понимая, что ему ничего не удается, и перестает даже пытаться освоить новые навыки; либо, наоборот, достигает таких вершин, что среди сверстников в саду или школе ему становится скучно, а занятия там не приносят никаких уникальных знаний. Такие дети обречены на низкую успеваемость если не в начальной, то в средней школе.

Когда лучше развивать

Всему свое время – этот принцип должен быть ведущим. И как бы нам ни хотелось вырастить маленького Эйнштейна, Моцарта или Рембрандта, ориентироваться необходимо только на желания и возможности малыша. В психологии подробно изучены и описаны стадии развития ребенка, и лучше, чтобы методики раннего развития попадали в правильный период. Например, активное увеличение словарного запаса происходит с 2 лет, поэтому учить кроху сложным словам до этого возраста бессмысленно. А мышление до 4–5 лет преобладает наглядно-действенное, то есть, для решения задач ребенку нужно оперировать предметами, трогать их и вертеть, а вот заставить малыша мыслить абстрактно в этом возрасте практически невозможно.

Самый верный признак того, что пора развивать какой-то навык или умение, — интерес ребенка к этой сфере. Если чадо силится посчитать все и всех, значит, пора осваивать азы математики.

Как лучше развивать

Для детей дошкольного возраста главный и, пожалуй, единственный действительно эффективный способ обучения — игра. Поэтому и развивающие занятия лучше проводить ненавязчиво, в форме игры. Пусть кроха учит цвета, раскладывая разноцветные шарики по ярким коробочкам, а считает пусть печенье в упаковке: хватит ли на всех членов семьи? А новые слова, например, лучше всего запоминаются, когда мама рассказывает веселые стишки или поет песенки.

И, конечно, не забывайте про творчество: рисование, лепка и аппликация развивают ощущения, восприятие, зрение, воображение, мелкую моторику и, как следствие, мышление и речь.