27 мая 2015

Логоритмика: зачем она ребенку

Микс из движений, речи и музыки учит малышей не только красиво говорить, уверенно двигаться, но и помогает избавиться от заикания

Врачи не раз говорили о взаимосвязи движения и здоровья: исследования середины прошлого века подтвердили, что регулярные движения в определенном ритме улучшают самочувствие, поднимают настроение и даже могут побороть самые разные заболевания. Так появилась логоритмика — специализированная логопедическая методика, помогающая речевому развитию детей.
Плюсы логоритмики

Как известно, речь – это сложный процесс, в котором задействованы сразу несколько "элементов": дыхание, работа ротовой полости, взаимодействие нервной системы и органов восприятия. И сбой хотя бы одной из этих составляющих, как правило, вызывает неполадки в работе всего механизма. Благодаря логоритмике можно восстановить целостность системы и сделать ее работу более стабильной. 

Среди преимуществ, которые дает логоритмика, стоит отметить то, что она тренируют память, внимание и восприятие (особенно слуховое) и крайне положительно влияют на физическое состояние ребенка, помогая ему усвоить правильные двигательные навыки. 

Занятия логоритмикой также развивает моторику (общую и тонкую), речевое дыхание и нормализуют мышечного тонуса. Кроме того, она является отличным "регулятором" психоэмоционального состояния малышей: легковозбудимых детей она успокаивает, а медлительных, наоборот, активирует.
Когда нужна логоритмика?

Можно выделить несколько ситуаций, когда логоритмика будет особенно эффективна. К ним относятся случаи, когда:

  • у малыша есть заикание или наследственная предрасположенность к нему;
  • ребенок отличается чересчур быстрой/медленной или прерывистой речью;
  • у крохи недостаточно развита моторика и координация движений;
  • карапуз часто болеет;
  • для ребенка характерна дизартрия, задержки развития речи, нарушения произношения отдельных звуков;
  • для малышей, находящихся в периоде интенсивного формирования речи (как правило, это возраст от 2,5 до 4 лет).
Как заниматься: самостоятельно или в группе?

Дополнительным плюсом логоритмики является гибкий формат методики: вы можете заниматься со своим ребенком дома или направить малыша в одну из групп, которые работают при детских поликлиниках и медцентрах. Выбор остается за вами и вашим чадом.

Конечно, среди ровесников ему будет намного веселее, да и вариантов для подвижных игр здесь намного больше. Но даже самый внимательный педагог не сможет уделить столько заботы вашему малышу, как вы сами: занимаясь с карапузом дома, вы всегда будете действовать по своей индивидуальной программе. Но не забывайте о другой скрытой опасности: находясь в знакомой обстановке, ребенок может расслабиться и попросту отказаться делать ваши задания — и "веское слово" мамы будет воспринято на уровне обычной игры, но никак не серьезного упражнения.

 Эффективным вариантом будет, если вы познакомите малыша с логоритмикой дома: он может освоить основные движения, научиться понимать музыку, слышать ритм. А потом, немного подготовившись, можно отправлять ребенка к специалистам.
На старт, внимание, марш!

Главная особенность логоритмики — это ее простота. Все задания настолько просты и понятны, что для их выполнения не требуется каких-либо специальных навыков и подготовки. Однако есть несколько общих правил, которые будет полезно изучить родителям перед тем, как начинать регулярные занятия. 

Главные правила логоритмики:

1. Все упражнения строятся на подражании: взрослый показывает – ребенок повторяет. При этом не нужно специально заучивать речевой материал: просто повторяйте текст от занятия к занятию, пусть все идет своим чередом.Первое время задания читает один из родителей, позже, когда малыш сможет повторить все фразы в правильном ритме и без ошибок, он может занять роль "ведущего".
2. Старайтесь соблюдать определенный график — заниматься логоритмикой лучше два раза в неделю, во второй половине дня. Если малыш заикается, нагрузку нужно увеличить до 3–4 раз в неделю. Не ждите мгновенного результата: первые изменения будут заметны минимум через полгода, год.
3. Проявите фантазию — вам нужно максимально заинтересовать ребенка, чтобы он не скучал и не отвлекался. Используйте на занятиях картинки, игрушки, яркую одежду и карнавальные костюмы – или любые другие предметы, которые вызовут радость у вашего карапуза!
4. Не спешите охватить как можно больше заданий — каждое упражнение нужно повторять многократно (из занятия в занятие), и лишь когда оно будет выполнено "на отлично", переходить к следующему. Если какое-то задание категорически "не идет", отложите его, но через некоторое время обязательно вернитесь к нему.
5. Ваш помощник — музыка. Меняйте композиции на каждом этапе занятий. Вы можете использовать как классические мелодии (для медленной части подойдут вальсы, для более подвижной — марши), так и использовать детские песенки из любимых мультфильмов и записи звуков природы.
6. Не бойтесь что-то менять и экспериментировать. Если задание оказалось слишком сложным для малыша, упростите его или разбейте на короткие блоки. Заметили трудности в конкретном задании — добавьте количество упражнений на отработку нужного навыка. Главное правило — соблюдать единство музыки, движения и речи. 
7. Наберитесь терпения: малыш чувствует все ваши эмоции, и даже если вы открыто не высказываете свое недовольство, он может замкнуться в себе. Возможно, вашему ребенку просто требуется чуть больше времени, чтобы освоить выбранное задание. Будьте сами примером: если начали заниматься с крохой, доведите дело до конца, поддерживая и мотивируя своего ребенка.
От 0 до 2,5 года

Логоритмика подходит и для самых маленьких, так что можно заниматься с пеленок! Просто до двух лет все упражнения будут носить пассивный характер. На помощь придут стишки и песни: читая текст или напевая мелодию, одновременно отхлопывыйте ладонями ритм. Затем передайте ход малышу: помогите ему поднять и опустить руки, услышав определенные слова, или похлопать ручками в такт стихам, музыке.
От 2,5 до 4 лет

В этот период малыши учатся говорить, совершенствуют двигательные навыки и начинают общаться – именно этим и стоит заняться на уроках логоритмики. Если ваш ребенок еще не говорит полными предложениями, разрешите ему повторять последние слова фразы или просто окончания слов.

Игра "Прогулка" (развитие общей моторики)
По узенькой дорожке (ходьба на месте), шагают наши ножки (малыш идет, высоко поднимая ноги). По камешкам, по камешкам (нужно переминаться с ноги на ногу в медленном темпе), и в ямку... бух! (ребенок садиться на пол на последнем слове).
От 4 до 6 лет

В этом возрасте речь ребенка становится все более взрослой, правильной, и количество ошибок постепенно уменьшается, сходя на нет. Самое время дополнить уже знакомые занятия логопедической гимнастикой и чистоговорками на отработку звуков.

Чистоговорка на звук Ц (развитие звукопроизношения)
Цы-цы-цы – в огороде огурцы (малыш хлопает в ладоши). 
Ица-ица-ица – прилетела к нам синица (делает легкие взмахи кистями рук, имитируя крылья). 
Рец-рец-рец – поклевала огурец (стучит указательным пальцем по коленям).
Цу-цу-цу – всем я дам по огурцу (ритмично вытягивает руки вперед и затем прижимает к груди). 
От 6 до 8 лет

Сейчас, когда ребенку подвластны практически все движения, и он уже вполне освоился с методикой логритмики, можно использовать самые сложные и разнообразные задания.

Упражнение "Замри" (развитие быстроты реакции, творческих способностей)
Под быструю музыку ребенок бегает, изображая движения какого-нибудь животного. Как только музыка прекращается, он должен замереть в позе, которая передает образ этого животного. Родитель угадывает, какого же зверя изображает малыш. 
Еще по теме:
Не пропустите интересного! Подпишитесь на новости в Facebook
0 комментариев