19 мая 2015

Учим ребенка читать: мифы и реальность

Споры относительно того, когда и как обучать малыша грамоте, были всегда. Попытаемся разобраться, насколько верны существующие предрассудки

Время читать: когда начинать?

Миф прогрессивных родителей: развивать навыки чтения нужно как можно раньше. В идеале — в первый год жизни малыша. Если приложить максимум усилий, то ребенок научится читать практически одновременно с тем, как начнет говорить. Первые годы жизни, когда мозг крохи активно растет и развивается, его можно легко научить чему угодно.

Миф консервативных родителей: заниматься чтением можно начинать не раньше 5–6 лет. До этого момента ребенок лишь автоматически запоминает слова, поскольку неспособен к звуко-буквенному анализу, а значит, будет не осознанно складывать буквы в слова, а лишь угадывать написанное. Таким образом, раннее обучение может вызвать проблемы с освоением русского языка в школе. 

Миф ответственных родителей: ребенок, который не умеет читать, — результат безответственного воспитания. У внимательных и заботливых родителей дети начинают читать раньше, чем ходить! 

В реальности: главное, о чем стоит помнить родителям, — единого возраста, когда нужно начинать обучение чтению, не существует. Ребенок сможет научиться читать тогда, когда его мозг будет к этому готов. Это, в свою очередь, зависит от ряда показателей, о которых не нужно забывать: 
  • Девочки начинают читать раньше мальчиков, а левши учатся в другие сроки, чем правши.
  • Немаловажен канал восприятия, благодаря которому кроха усваивает информацию. В числе первых читателей визуалы оказываются значительно раньше аудиалов и кинестетиков.
  • Знакомить ребенка с письменной речью раньше, чем он овладеет устной, не стоит. Как правило, подходящий период наступает между 2 и 3 годами.
Если вы сомневаетесь, понаблюдайте за ребенком — некоторые признаки укажут на то, что он готов к обучению. Так, можно постигать буквенную грамоту, если малыш говорит полными распространенными предложениями, не путает личные местоимения, времена глаголов, согласует между собой части речи и четко выговаривает большую часть звуков.

И напоследок — ваше стремление быть не хуже других родителей, не должно являться главной причиной научить ребенка читать во что бы то ни стало! Поверьте, ничего, кроме обид, слез, разочарований и психологических травм это не принесет. Не сравнивайте малыша с другими детьми — развивайте свое чадо по собственной индивидуальной программе. 

На заметку: несмотря на все увещевания педагогов и психологов, затягивать с обучением не стоит. Не секрет, что большинство школ охотнее принимают "кандидатов" с начальными навыками чтения. Кроме того, если у крохи есть серьезные логопедические дефекты (заикание, задержка речевого развития, серьезное нарушение артикуляции), нужно проконсультироваться с логопедом еще до начала обучения. Таким образом, максимально подходящий период, чтобы обучать малыша чтению — от 3 до 5 лет.
Методика чтения: как учить?

Миф прогрессивных родителей: кубики Зайцева, карточки Домана, пособия Монтессори, Тюленева, Никитина и другие развивающие системы — обучать ребенка нужно только с помощью современных методик. В отличие от устаревшего букваря они гораздо эффективнее. 

Миф консервативных родителей: чтобы научить малыша читать, не навредив ему, нужно пользоваться проверенными методами. Традиционные азбука и букварь, которые уже зарекомендовали себя, в отличие от модных пособий соответствуют методическим рекомендациям и скоординированы с программой в детсаду и школе. А это значит, что они дают реальные знания, а не только умение угадывать текст!

Миф ленивых родителей: если ребенок освоит чтение самостоятельно, то родителям не нужно будет тратить большую часть времени на чтение вслух.

В реальности: стремление к совершенству похвально, но родителям стоит помнить о том, что идеальных учебных пособий практически нет. Не поддавайтесь на рекламные обещания о суперрезультатах, ведь маркетинговые ходы еще никто не отменял. Гораздо эффективнее будет, если вы заранее изучите существующие методики и, выбрав отдельные элементы, которые нравятся вам и малышу, составите свою программу обучения. 

Хорошим критерием при выборе обучающих методов является возраст. К примеру, детям от 2 до 4 лет подойдет магнитная азбука и карточки с написанными на них словами. С малышами постарше (от 4 до 5) можно переходить на традиционные буквари в сочетании со складовыми кубиками Зайцева. 

Не стремитесь попробовать все и сразу — постоянные скачки от одной методики к другой только посеят хаос в голове вашего вундеркинда, отдаляя его от самостоятельного чтения. Конечно, если выбранный метод категорически не нравится вашему малышу, вы можете спокойно заменить его любым другим. 

На заметку: самостоятельно прочитать первую книгу для вашего ребенка — это все равно что для вас совершить восхождение в горы. Здесь важна не только подготовка, но и опытный наставник на протяжении всего пути. Так что когда ваш ребенок научится складывать буквы в слова и выучит грамоту назубок, он по-прежнему будет нуждаться в вашей помощи и поддержке.
Расставляем приоритеты: для чего учить?

Миф прогрессивных родителей: чем раньше ребенок научится читать, тем выше будет его интеллект, так как обучение чтению развивает все отделы мозга и формирует межполушарные связи. 

Миф консервативных родителей: чтобы хорошо учиться в школе, нужно уметь читать.

Миф ответственных родителей: если малыш выучил все буквы, но до сих пор не читает – значит, он ленится!

В реальности: безусловно, изучение азбуки полезно, но чтение — это далеко не единственный способ развить интеллектуальные способности ребенка. И хотя обучение чтению в большей степени активирует деятельность мозга, чем, например, рисование или плавание, оно активирует работу левого полушария, отвечающего за абстрактное мышление, подавляя деятельность правого, "творческого".

В чтении, как и в любом другом обучающем процессе, важно избегать чрезмерной спешки и давления: маленькие дети сначала лишь запоминают названия предметов, которыми в данном случае являются буквы, но еще не понимают, что с ними делать. Так что иногда нужно просто дождаться момента, когда ваш кроха поймет, что буквы нужны для обозначения звуков — и тогда начинать обучение чтению. 

На заметку: помните, что уметь читать нужно, прежде всего для того, чтобы читать. Этот навык — одна из форм коммуникации, которые необходимы человеку в обществе. Однако было бы неправильно считать беглое чтение единственным гарантом успешного обучения в школе.
Еще по теме:

Не пропустите интересного! Подпишитесь на новости в Facebook
0 комментариев