Психологи утверждают (и с ними сложно не согласиться), что до 3 лет детям не особо интересно и нужно общество ровесников. Для счастья им вполне хватает игрушек, окружающих предметов и близких людей. Даже если годовалые карапузы или двухлетки встречаются на детской площадке, они будут охотнее играть с игрушками друг друга, чем общаться. Порой кажется, что они вообще не замечают других детей. Однако этот нежный возраст — лучшее время, чтобы понять темперамент вашего ребенка и подготовить почву для будущей социализации. Ведь к 3 годам, а уж тем более к школе малыш должен комфортно чувствовать себя в коллективе. 

Общение до года 

Агрессивность и пугливость младенцы способны проявлять уже с полугода. Поэтому воспользуйтесь следующими советами. 

1. Избегайте стрессовых ситуаций, когда другой ребенок (ровесник или старше) может обидеть вашего малыша. 
2. Пресекайте попытки крохи отбирать у других вещи и игрушки, бить, щипаться (это относится не только к людям, но и к животным): тут же возьмите ребенка на руки и объясните, что так делать нельзя. 
3. Не оставляйте малыша наедине с чужими для него людьми (детьми или взрослыми): будьте всегда рядом, особенно робкого малютку держите на руках.
4. Не бойтесь приглашать в гости друзей или самим ходить в гости с малышом: дозированное общение с новыми людьми пойдет карапузу на пользу. 

Общение от года до трех 

В этом возрасте дети уже многое понимают: начинают осознавать себя личностью, требовать уважения к себе, защищать свою собственность. И хотя общения со сверстниками еще как такового нет, уже можно начинать закладывать фундамент для него. 

1. Развивайте эмоциональную сферу крохи: 
  • старайтесь больше говорить об эмоциях малыша, ваших, других людей — анализируйте их вслух; 
  • активно используйте мимику и жесты, учите этому карапуза; 
  • привлекайте внимание ребенка к эмоциям героев книжек, мультиков, реальных людей ("Бабуся расстроилась, что пропали ее гуси". "Лиса обрадовалась, что сможет полакомиться Колобком". "Ваня плачет. Пожалей его!"). 
2. Укрепляйте самооценку ребенка: 
  • хвалите его за все хорошие поступки (за то, как пожалел кого-то, помог маме, выучил стихотворение); 
  • не предъявляйте слишком много претензий, а когда ругаете, давайте оценку ситуации, а не ребенку (не "Ты всегда отвратительно себя ведешь!", а "Меня огорчило то, как ты сегодня поступил"); 
  • разрешите малышу активно участвовать в домашних делах, похвалите, даже если он вымыл посуду неидеально — так он почувствует себя значимым. 
3. Подавайте пример: 
  • относитесь уважительно и доброжелательно ко всем членам семьи и окружающим; 
  • учите ребенка хорошим манерам на своем примере (здоровайтесь, благодарите, прощайтесь); 
  • не бойтесь демонстрировать привязанность к супругу на глазах малютки; 
  • никогда не ведите себя агрессивно и не ругайтесь в присутствии малыша; 
  • приглашайте в гости друзей, встречайтесь с ними на прогулке, берите ребенка с собой в необременительные для него поездки; 
  • при взаимодействии малыша с ровесниками озвучивайте то, что он пока не может сказать ("Можно мы возьмем твою машинку поиграть? А тебе дадим мячик!"); 
  • в случае конфликта крохи с другим ребенком не игнорируйте ситуацию, а, наоборот, покажите, как надо поступать в таких случаях (сделайте замечание своему или чужому ребенку, остановите, взяв за руку, верните игрушку владельцу и прочее). 
4. Обучайте в игре: 
  • разыгрывайте с малышом сценки с помощью игрушек (плюшевые питомцы знакомятся, дружат, вместе играют);  
  • на площадке, в игровой комнате или в гостях подходите вместе с крохой к другим детям, предлагайте коллективные игры (для этого полезно захватить с собой интересные игровые карточки, разноцветные мячики или еще что-то подобное); 
  • приглашайте знакомых детей к себе в гости, организуйте их совместные игры с вашим чадом (главное, чтобы игрушек на всех хватало, дабы не возникали конфликты); 
  • по возможности посещайте развивающие и игровые занятия (если малышу это нравится). 
5. Проявляйте уважение к ребенку: 
  • как можно чаще спрашивайте его мнение, узнавайте его желания (хочет ли он ехать в гости, готов ли делиться игрушками); 
  • не делайте ничего насильно (не стоит робкого ребенка силой запихивать в компанию ровесников — это приведет только к слезам, стрессу и неврозам); 
  • разрешайте малышу учить вас, делать вам замечания (разумеется, в приличной форме); 
  • обсуждайте все спорные и конфликтные ситуации. 
Общение после трех лет 

В этом возрасте дети обычно идут в сад, где уже вынуждены общаться в коллективе. Начинается сложный период социальной адаптации, возникают первые серьезные конфликты, но и первая дружба. 

1. Поддерживайте кроху: 
  • искренне сочувствуйте и сопереживайте, когда он рассказывает о своих успехах и неудачах; 
  • хвалите за смелое поведение, за общительность, хорошие манеры; 
  • не запрещайте ребенку самому выбирать себе друзей; 
  • ищите и находите в нем таланты и способности, которые помогут ему укрепиться в обществе; 
  • не акцентируйте в коллективе внимание на своем ребенке, не пихайте его в центр событий — ему и так непросто в новой обстановке; 
  • позволяйте малышу иногда сказаться больным и остаться дома. 

2. Тренируйтесь общаться: 
  • предлагайте карапузу готовые идеи для знакомства, диалоги, фразы ("Привет! Меня зовут Аня, а тебя как? У меня есть котенок, а у тебя дома есть животные?"); 
  • продолжайте разыгрывать сценки о дружбе с помощью игрушек; 
  • показывайте малышу мультики и фильмы о знакомстве, дружбе, детском садике и школе; 
  • читайте книжки и слушайте песни о том, как здорово иметь друзей; 
  • если ребенок не ходит в сад или бывает там крайне редко, обязательно водите его на дополнительные занятия, где он сможет достаточно долго быть среди других детей. 

3. Развивайте эмоциональную сферу: 
  • как и прежде, говорите о своих чувствах и эмоциях и интересуйтесь переживаниями малыша; 
  • обсуждайте, какие эмоции и чувства испытывают герои мультиков, фильмов, книжек, песен, картин; 
  • расскажите крохе о том, как можно контролировать свои эмоции, предложите несколько вариантов (досчитать до 10, глубоко подышать, подержать в руке "волшебный" предмет); 
  • играйте с ребенком и его ровесниками в игры, которые помогают прочувствовать другого человека (например, "Зеркало", где нужно показать то же движение, что и ведущий, или какие-нибудь ролевые игры). 

Конечно, универсальных советов не бывает. И в первую очередь стоит ориентироваться на темперамент и характер именно вашего малыша. Если он робок и застенчив, окружите его заботой, поддерживайте и не настаивайте на его общении с ровесниками. Если вспыльчив, научите контролировать себя. Ну а если вы заметили, что в саду или школе у ребенка есть явные проблемы с общением, стоит обратиться к детскому психологу.

Еще по теме: