Одаренность — это некие выдающиеся способности. Конечно, задатки их заложены от природы, генетически, часто передаются по наследству. Но не стоит думать, что раз так, талант все равно проявит себя, даже если никак этому не способствовать. Важно выявить способности малыша достаточно рано, чтобы предоставить ему все необходимые условия для развития, иначе талант может дремать всю жизнь. Как же это сделать? 

Готовим почву 

С самого младенчества создавайте богатую среду для игр ребенка. Пусть у него всегда будет выбор, чем заняться, что посмотреть, послушать, пощупать. 

Даже пока кроха еще только учится говорить, больше общайтесь с ним, пополняйте его словарный запас — так он сможет раньше выразить свои чувства, желания и стремления, а значит, и таланты. 

Подросшему карапузу предлагайте как можно больше разных видов деятельности (творческой, активной, научной). Ведь только попробовав многое, можно понять, что именно тебе нравится. 

Знакомьте ребенка с различными профессиями, водите его в музеи и на экскурсии. Если в 3–5 лет театральные постановки, музыка и рисование — просто развлечение для малыша, то начиная с 6–7 лет ваше чадо вполне может по достоинству оценить балет, живопись, музыкальные произведения. 

Не пренебрегайте развивающими занятиями, кружками, секциями. Конечно, не стоит отнимать у малыша детство и составлять плотный график занятий уже с года, но, например, с 3 лет полезно раз в неделю водить карапуза в секцию, особенно если он не посещает детский сад или если там недостаточно времени уделяют творчеству и спорту. 

Выявляем способности 

Последите за ребенком: за каким занятием он проводит большую часть времени, чем реально увлечен, от чего его не оторвать, о чем он чаще всего говорит? 

Посмотрите, как малыш играет на площадке: может, он постоянно вовлечен в ролевые сюжетные игры; неустанно скачет по турникам и гоняет мяч; рассказывает друзьям сказки собственного сочинения или рисует мелом на асфальте? 

Поговорите с воспитателями в детском саду или руководителями секций, куда ходит кроха. Чем он выделяется среди других детей, что ему удается лучше всего? 

Раньше всего у детей проявляются музыкальные и художественные способности: это может произойти уже в 3–5 лет. Писательский, спортивный, технический, научный и артистический таланты обычно становятся более заметны позже, в школе. 

Признаки одаренности 

Если ваш малыш от природы талантлив, значит, он: 
  • явно опережает в чем-то сверстников; 
  • интересуется взрослой литературой и взрослыми занятиями; 
  • быстро усваивает информацию, может похвастаться успехами в школе (по одному или нескольким предметам); 
  • способен концентрироваться на одном занятии, может быть усидчивым; 
  • не бросает попыток, если что-то не получается, доводит начатое до конца; 
  • желает совершенствоваться, делать что-то лучше; 
  • умеет мыслить и действовать логично и последовательно; 
  • критичен к себе, окружающим, миру;
  •  умеет оценивать события и поступки; 
  • любознателен, задает много вопросов, задумывается о недетских проблемах, докапывается до сути; 
  • способен к прогнозированию дальнейших событий, просчитывает на несколько ходов вперед. 
Признаки музыкального таланта: 
  • малыш тянется к музыке, не упускает любой возможности послушать ее; 
  • он легко запоминает и воспроизводит мелодии; 
  • может сам сочинить мелодию, постоянно напевает что-то; 
  • хочет играть на одном или нескольких музыкальных инструментах; 
  • учится играть с азартом, рвением, посвящает занятиям много времени, демонстрирует свои успехи окружающим. 
Признаки художественного таланта: 
  • кроха стремится выразить свои чувства, эмоции, впечатления через рисунок или лепку, изображает все, что понравилось ему, поразило его;  интересуется живописью, может подолгу разглядывать картины, замечая в них мельчайшие детали; 
  • хорошо разбирается в цветах и оттенках, отмечает и сравнивает их; 
  • склонен к созерцанию, любит смотреть на красивые пейзажи, архитектуру, произведения искусства; 
  • увлекается поделками: вырезает, лепит, раскрашивает. 
Признаки технического таланта: 
  • малыш интересуется машинами, гаджетами, механизмами, постоянно стремится разузнать, как что работает, вникнуть в суть; 
  • чертит чертежи, схемы механизмов; 
  • часто и подолгу играет с конструкторами, собирает электрические цепи, пытается починить сломанные игрушки и гаджеты; 
  • интересуется технической литературой; 
  • придумывает свои приборы и механизмы, собирает их из подручных средств. 
Признаки артистического таланта: 
  • ребенок выражает мимикой и жестами то, что не может сказать; 
  • часто изображает, передразнивает других детей и взрослых, причем делает это весьма похоже (копирует мимику, походку, речь, голос); 
  • не боится выступать на публике, наоборот, стремится быть в центре внимания; 
  • чувствителен к реакции на его рассказы и выступления, ждет одобрения; 
  • обожает фотографироваться, позирует; 
  • любит наряжаться, самостоятельно выбирает одежду, предпочитает яркие цвета и необычный дизайн. 
Признаки спортивного таланта: 
  • чадо не знает усталости, энергия из него бьет ключом; 
  • он часто побеждает в соревнованиях, эстафетах; 
  • опережает сверстников в физическом развитии, быстрее, сильнее и выносливее большинства; 
  • не боится синяков и ссадин, легко переносит боль; 
  • у ребенка хорошая координация и быстрая реакция; 
  • с первых лет жизни интересуется разными видами спорта, пробует себя в них. 
Признаки литературного таланта: 
  • малыш хорошо и грамотно говорит, использует в речи сложные конструкции, у него большой словарный запас; 
  • обожает придумывать истории и рассказывать сказки, причем явно выдерживает одну сюжетную линию, не путается; 
  • с легкостью учит стихотворения и пересказывает прозу, причем помнит все имена героев, события, антураж и пр.; 
  • умеет подобрать правильные слова в беседе, с удовольствием ведет диалоги не столько со сверстниками, сколько со взрослыми; 
  • любит читать, «проглатывает» книжки легко и быстро. 
Признаки высокого интеллекта: 
  • ребенок отличается повышенным вниманием и хорошей памятью; 
  • задает много вопросов, интересуется сутью вещей; 
  • легко устанавливает причинно-следственные связи, способен рассуждать, как взрослый; 
  • старается разобраться в отношениях и поступках людей; 
  • легко усваивает школьную программу, быстро обучается; 
  • любит читать книги и учебники для детей постарше; 
  • ему может быть не очень интересно со сверстниками. 
Наверняка у вашего крохи есть какие-то из этих признаков таланта. Если вы сомневаетесь в том, что правильно оценили его способности, можно обратиться к детскому психологу (в школе или в консультационном центре) и попросить провести с малышом тест на выявление талантов. 

И даже если окажется, что ребенок одинаково хорош во многом, не выделяется в чем-то одном, не беда. Истории известны случаи, когда будущих великих музыкантов выгоняли из хора за плохое пение, а будущие гении науки с трудом тянули школьную программу в младших классах. 

Главное — не заставляйте ребенка заниматься чем-то, не ломайте его. Просто предлагайте, подсказывайте, давайте выбор. Ведь талант можно не только пропустить, но и загубить слишком жесткими воспитательными мерами.

Еще по теме: