Все родители без исключения мечтают о том, чтобы малютка поскорее заговорил: интересно же узнать, о чем он думает. Первые слова и фразы вызывают умиление, потом — интерес, гордость, радость. А потом начинаются вопросы. Причем их может быть несколько сотен в день: от самых наивных до таких, на которые и ответить-то сложно. А некоторые вопросы задаются постоянно. И вот уже вместо интереса и радости в родительском мозгу зреет раздражение: когда же это кончится?! Не волнуйтесь: к школе точно кончится. Ну или, по крайней мере, у первоклашки появится учительница, которая будет давать ответы на все интересующие вопросы, а вам можно будет отдохнуть. 
Главное, о чем вам не стоит забывать, когда вы готовы отмахнуться от надоедливого почемучки, — это необходимый этап развития ребенка. Если до 1,5 лет ему нужно было все облизывать, грызть и щупать, то теперь он хочет знать то, что невозможно ощутить. 

О чем обычно спрашивают малыши? 

В 2,5–3 года они начинают интересоваться причинно-следственными связями, задавая вопросы о том, что происходит вокруг: "Почему лает собака?", "Почему папа пьет кофе утром?".

В 3–4 года главная тема детских вопросов — правила поведения в обществе: "Почему нельзя брать чужие вещи?",  "Почему туда нельзя ходить?", "Почему это нельзя говорить?".

В 4–5 лет малыш активно изучает процессы и явления, происходящие в мире. В это время его будут мучить вопросы: "Почему едет машина?", "Почему появляется радуга и идет дождь?", "Почему взрослым нужно работать?". 

5–6 лет — время для освоения понятий, сравнения объектов и гипотетических вопросов: "Почему лошадка похожа на ослика?", "Почему день рождения только раз в году?". 

Как отвечать на вопросы? 

Никогда не игнорируйте вопросы ребенка, даже если вы заняты. Пообещайте малышу ответить через какое-то время, когда сможете, и выполните обещание. Вопросы — проявление познавательного интереса, и ваша задача — не задавить его, иначе крохе в дальнейшем неинтересно будет учиться. 

Не отвечайте "вот так вот" или "потому что потому". Это лишь заставит ребенка сомневаться в своих и ваших интеллектуальных способностях, а также существенно снизит градус доверия к вам. 

Не пускайтесь в долгие разглагольствования на тему: пусть ответ будет кратким, но информативным. 

Если кроха много раз задает один и тот же вопрос, не раздражайтесь: он просто хочет убедиться, что ничего не изменилось. А чтобы не звучать, как заезженная пластинка, добавляйте в каждый свой ответ новую информацию, таким образом расширяя познания "почемучки". 

Следите, чтобы ваши ответы соотносились с возрастом малыша. Не стоит пичкать трехлетку терминами из физики и химии, лучше объяснить, что радуга — это лучи солнца, которые переливаются на капельках дождя. 

Учите кроху размышлять. Перед тем как ответить, спросите: "А ты как думаешь?". Чем чаще ответы на вопросы будут перерастать в дискуссии, тем интереснее будет общаться и ребенку, и вам. 

Малышам 5–6 лет можно давать несколько точек зрения: это поможет им осознать, что не все в мире так однозначно. 

Ни в коем случае не смейтесь над вопросами малютки, не унижайте его, не ругайте. От этого он точно не станет более умным и развитым, а вот самооценка его и желание учиться здорово пострадают. 

Если вы не знаете ответ на поставленный вопрос (подзабыли школьную программу или вообще никогда не сталкивались с этой темой), предложите "почемучке" вместе разузнать, что да как. Поищите информацию в интернете, в книгах или вместе обратитесь к другому члену семьи. 

Как отвечать на неудобные вопросы? 

Если бы дети спрашивали только про кошек и радугу, проблем было бы меньше. Но ведь они задают вопросы и об отношениях взрослых, и о физиологии, и о смерти, и о ругательствах. В этом случае тоже нельзя отмахиваться — малыш имеет право знать все о мире, в котором живет. 

Об отношениях говорите просто, языком ребенка. Не грузите его своими проблемами (прошлыми или настоящими), давайте немного информации, но пусть она будет верной. 

В вопросах физиологии главное — это не переборщить. Крохе не нужно знать мельчайшие подробности процесса изготовления детей, достаточно будет понять, что они заводятся в животике у взрослой женщины, когда у нее появляется любимый мужчина. 

Про ругательства стоит сказать, что это плохие слова и воспитанные люди их не произносят, о смысле лучше не распространяться. 

Если в вашей семье все же есть вопросы, которые не принято обсуждать (в силу вероисповедания или взглядов), дайте ребенку минимум информации и поясните, что поговорите с ним об этом позже, когда он подрастет. 

Занятия для почемучки

Чтобы малыш не одолевал вас одними и теми же вопросами, почаще предлагайте ему развивающие задания, которые расширят его словарный запас и удовлетворят познавательный интерес. 

  • Какое это? Предложите ребенку перечислить как можно больше признаков предмета, животного или человека. Можно поиграть вместе с ним или устроить соревнование: кто назовет больше признаков. 
  • Что бывает таким? Еще одна отличная игра, которая учит малыша находить сходства и различия между предметами и явлениями. Например, что бывает широким, узким, холодным, мокрым? 
И, конечно, не забывайте о пользе художественной литературы. Именно из сказок, стихотворений, басен и рассказов кроха узнает новые слова и почерпнет интересующую его информацию.

Еще по теме: