Пытливому уму все время нужны новые впечатления. Особенно, на прогулке. Иначе пытливый ум влезет в лужу, на дерево или в неприятности. Предлагаем вам прогуляться до ближайшего парка и провести время с пользой.

Составляем карту прогулки 

Уже показывали ребенку обычные карты мира, страны, города: скучное чередование коричневых, зеленых и синих пятен с непонятными обозначениями? Но зато он еще не дорос до контурных карт по географии, которые отравляют жизнь любому школьницу — ну что интересного в раскрасках, если тебе больше 5 лет. Самое время научить ребенка составлять карты самостоятельно. Отправляясь в парк, возьмите с собой блокнот и цветные карандаши или фломастеры.

Пусть во время прогулки ребенок заносит на карту все, что видит — отметит тропинки, лавочки, проследит за течением речушки и внесет ее на схему, отметит известные ему деревья, кусты, грибы. Придумайте, как что вы будете обозначать: например, муравейник будет обозначаться коричневым кругляшком с усиками, елки — зеленой галочкой, а под картой пусть ребенок сделает расшифровку обозначений. Можно отметить ваш маршрут, пусть попытается нарисовать вас на дереве. 

Ведем дневник наблюдений

Ведение дневника наблюдений — это очень полезно. Во-первых, это развивает природную любознательность ребенка, во-вторых, повышает его наблюдательность и внимание к деталям, ну и в-третьих, обучает систематизировать факты.  Можно завести дневник с красивой обложкой и приятной бумагой, чтобы у ребенка было желание делать в нем заметки.

Итак, вы в парке, у ребенка в руках открытый дневник, ручка, что же в него писать? Все! То, что вы такого-то числа во столько-то времени пришли в такой-то парк. Наблюдали следующее: на пруд прилетело 10 уток, они постоянно ныряли под воду и громко крякали, когда им бросали хлеб; у центральной тропинки с елки на осину перепрыгнула белка, завидев вас, остановилась на середине дерева, когда вы подошли ближе, спустилась, скорее всего, думала, что угостите орешками. Погода стоит солнечная, около 20 градусов тепла, безветренно. Тополиный пух залезает в нос и глаза. Нет времени писать, мама забыла, что оставила включенным дома суп, побежали домой. 

День второй… И так далее. Пусть ребенок описывает внешний вид животных и растений. Одновременно с записями можно фотографировать все, что ребенок увидел, а потом распечатать и вклеить в этот дневник. 

Делаем гербарий

Вспомните детство, как вы с друзьями, обгоняя друг друга, бежали до самого большого и красивого клена, залезали на него и выбирали самый-пресамый красивый листик, чтобы положить его между страницами книг. А пока он сох, вы ломали голову, что же эдакого из него сделать. Теперь настал момент, когда вы будете обучать своего ребенка делать гербарий.

Все просто – пусть ребенок соберет понравившиеся листья и цветы. Лучше всего собирать растения ближе к обеду, когда высохнет роса. Выбирать растения для гербария нужно свежие, бутоны только что распустившиеся, так они лучше сохранят цвет и форму.

Сорванные растения дома нужно положить между двумя листами бумаги и оставить под пресс, по традиции растения помещают между листами бумаги и кладут в книгу, а сверху ставят стопку других книг, лучше всего — энциклопедии и словари, они тяжелые.  Обычно на сушку растений уходит 1–2 недели. Чтобы сократить это время, периодически доставайте растения из книги и перекладывайте между других страниц, но бумагу, которая касается самого растения, не трогайте. Также можно сушить растения теплым утюгом или в микроволновке, но при этом цвет растений изменится, а в последнем случае еще и форма.

Предложите ребенку сделать альбом из высушенных растений. Их можно приклеивать на ПВА, смазав кончики листьев, можно аккуратно прикрепить на скотч, а можно пришить обычными нитками. Чтобы это сделать, расположите растение на листке и отметьте иголкой места будущих проколов. Цвет нитки выберите максимально приближенный к цвету растения. Аккуратно сделайте пару-тройку стежков – готово! Пусть ребенок напишет названия своих шедевров и дату, когда он их сорвал. Альбому юнната — исследователя ботаники — положено начало.

Кормим животных

Отправляясь с ребенком на прогулку, прихватите с собой немного хлеба и орешков. Можно бесконечно смотреть на дикий восторг ребенка, когда с его ладошки белочка возьмет семечки и орешки, а потом еще и собратьев своих позовет на подмогу. А еще медитировать на лавочке, наблюдая, как ребенок носится по берегу пруда, раскидывая хлебные крошки для пернатых. Между прочим, утки всегда сначала отдают корм утятам, и только когда они наелись, едят сами.

Расскажите ребенку, чем какие животные питаются. Что животные, которые не впадают в спячку и не отправляются на юг, едят зимой. Купите, а лучше всего постройте сами с ребенком кормушку для парковых животных. И животные будут довольны и ребенку радость.

Собираем лесные плоды

А вот это развлечение для второй половины лета и начала осени. Охота за сокровищами. Кто больше шишек наберет? У кого веточка больше всего похожа на рога оленя? У кого самый большой каштан? Под конец прогулки вы наберете мешок таких драгоценностей. Пусть ребенок придумает, что можно из этого всего сделать – поделку из природных материалов, наглядное панно начинающего натуралиста со всеми семенами и плодами парка… Пофантазируйте вместе!

Читайте еще: