Зайдя в детскую, вы не раз видели, как дочка игрушечной ложкой кормит плюшевого зайца, а потом укрывает его полотенцем, целует и желает спокойной ночи, делая это с превеликим удовольствием. Это значит, что ваш ребенок осваивает ролевые игры, а это имеет важное значение для формирования личности. Зачем же нужны ролевые игры и как они помогают детям?

Зачем ребенку ролевые игры

Обратите внимание, как часто ваш ребенок изображает во время игры вас, — вот он в магазине разговаривает с куклой Ингой, объясняет, какое мороженое хочет купить, вот наряжается и встречается в игрушечном кафе с друзьями. Сначала малыш изображает в играх вас и ваше окружение, а потом придумывает свою игру. И сюжетно-ролевая игра  — первый шаг навстречу взрослению. Через ролевые игры дети познают окружающий мир, учатся взаимодействовать с другими детьми и взрослыми.

Какие функции выполняет ролевая игра:

  • Развивает фантазию и творческие способности малыша. Только вспомните, на какие выдумки идет ребенок, когда играет в больницу — вместо иглы фломастер, вместо таблеток — конфеты, а кардиограмму сам не хуже аппарата нарисует, да и рецепт выпишет почерком точь-в-точь как у врача, не говоря уже о печати, сделанной пальцами в чернилах. Для малыша важнее всего свобода действий и наличие того, с кем можно поиграть. 
Обратите внимание, как ребенок радуется, забравшись в пододеяльник, бегает по дому, воображая себя чудовищем. А как он забирается в корзину для вещей, которая превращается в самолет, и стреляет по врагам из банана. Чем сложнее сюжет игры, поставленная задача, тем активнее развивается ребенок. Малышу же нужно объяснять, что за предмет у него в руках, как его можно использовать, а это, в свою очередь, тренирует речь и логику ребенка.

  • Развивает память и внимание. Да, поэтому не удивляйтесь, когда ваш сын, который не может запомнить четверостишье к утреннику в садике, во время игры, превратившись в Железного человека, отчеканит вам 5-минутный монолог Роберта Дауни-младшего получше самого актера.
  • Учит общаться ребенка с окружающим миром. Вы сидите на скамейке во дворе и наблюдаете, как ваша дочь играет в "дочки-матери" с соседскими девочками, и с каждым разом игра все усложняется, а сюжет все больше становится похож на сценарий мексиканского сериала, в котором не обходится без слез. Конечно, играть со сверстниками куда сложнее, чем с мамой, которая во всем уступает и не обижается, когда у нее отбирают кубики или куклу. Поверьте, именно из этих обид, из неудачного опыта развивается умение сотрудничать с окружающими.
  • Развивает речевые навыки и умения. Вспомните, как сын с легкостью повторяет фразы любимых героев при игре, а ведь некоторые из них и вам самим сложно выговорить.
  • Воспитывает ребенка. Без активности и дисциплины при ролевой игре никуда. А отстаивание своей точки зрения? Если плюшевый заяц не хочет идти гулять с мишкой, потому что он не пообедал, то он и не пойдет, и не нужно его уговаривать. Если мишка так хочет побыть вместе с зайцем, то может составить компанию за столом.
  • Помогает увидеть себя со стороны. Ваш сын играет соседского Марка, а Марк выступает в роли вашего сына. Диалог не задается, ведь Марк упрямится точь-в-точь как ваш сын. Что ж, есть повод подумать над своим поведением.
Как играть?

Минуту назад ваш ребенок был Аладином, теперь он Джин, а через секунду становится главным злодеем. Малыш все время при игре примеряет на себя новые роли. Не мешайте ему, не навязывайте свой вариант развития сюжета, а просто задавайте наводящие вопросы — так ребенок сможет создать свою историю. Начать стоит с простых сценок с 2–3 героями, например, со сказки про Волка и Красную Шапочку или басни про Ворону и Лисицу. 
Знакомьте ребенка с как можно большим количеством предметов — показывайте, объясняйте, как ими пользоваться, чтобы разнообразить игры ребенка.

Если вы будете исполнять роль рассказчика, то не увлекайтесь созданием длинного глубокого сюжета со множеством подробностей. Быстрее меняйте события, чтобы ребенок не успел утомиться и потерять интерес. А ребенку покажите, что у каждого героя свой характер, типаж — пусть он учится менять голоса и интонации. Не забывайте, что все главные роли принадлежат ребенку. А дома семьей можно поиграть в "Путешествие на Северный полюс", "Фруктовый магазин" или "Скорую помощь".

Ролевая игра "Путешествие на Северный полюс"

Для начала создайте антураж. Можно повесить белые простыни в комнате, которые будут имитировать айсберги. Задействуйте домашних животных и игрушки. Решите, как вы будете добираться до Северного полюса, ведь придется пересекать океан — поезд, корабль, самолет? Используйте диванные подушки в качестве плота или ледокола. 

Озвучивайте, кого вы встречаете на пути — белого медведя (ваша собака), моржа (кошка), посмотрите на северных рыбок в своем аквариуме, познакомьтесь с местными исследователями. Пока вы ведете игру, сделайте все возможное, чтобы малышу было максимально интересно и чтобы каждый получал удовольствие от игры.

Ролевая игра "Фруктовый магазин"

Реквизит. Костюм продавца (можно использовать обычную белую рубашку), весы (сделать можно самим рычажные с чашечками), набор гирек, фрукты и овощи (можно как настоящие, так и игрушечные), деньги. 

Подготовка. Перед началом игры спросите у ребенка, кто работает в магазине? Что делает продавец? Кто привозит фрукты и овощи? В это время ребенок вспомнит названия профессий людей и их функции в магазине. Затем постройте с ребенком прилавок, для этого можно использовать столы, стулья. Вместе распределите роли, кто будет продавцом, покупателем, шофером. Будет хорошо, если помимо вас и ребенка, будет играть кто-то еще. Но если никого нет, то часть ролей могут исполнять игрушки ребенка или вы сами будете поочередно перевоплощаться. 

Сюжет. Продавец раскладывает товар, шофер привозит продукты, покупатели готовят деньги (их можно сделать самим — вспомните детство: на монетку кладете бумагу, активно зарисовываете часть ее, что над монетой, карандашом или ручкой до тех пор, пока не проявится изображение, и вырезаете). Продавец все разложил, покупатели стоят в очереди — начинаем. 

 - Здравствуйте! Я хочу купить у вас 2 килограмма яблок. Покажите, пожалуйста, какие сорта у вас есть? Мне понравились вот эти, сколько они стоят? Вот, возьмите деньги и дайте мне чек. А когда вам завезут дыню? Да, спасибо, до свидания! 

Таким образом, вы показываете ребенку, как себя должен вести покупатель в магазине. Также можно поменяться ролями, и вы покажете образец поведения продавца. Заодно выучите с ребенком, как называются фрукты и овощи, как они выглядят. 

 - А что вы купили? Я впервые вижу такое! Это фрукт или овощ? Как он называется? Нужно попробовать. А он не кислый? А что из него можно приготовить? 

Можно также попросить купить ребенка что-нибудь, озвучить список. А когда он вернется из магазина, попросить его вспомнить, что он забыл купить, можно подсказывать, описывая этот фрукт или овощ. 

Завершение. Как только игра надоест или просто закончится, спросите у ребенка, какие он роли исполнял, понравилась ли игра, кто хорошо играл свою роль, но и не забывал помогать другим игрокам?

Ролевая игра "Скорая помощь"

Реквизит. Халат для врача, игрушечное медицинское оборудование (можно использовать замену — линейка вместо градусника, подушки вместо горчичников, а слушать пациента можно кружкой, давать таблетки-конфеты, лечебный сироп — вода или чай, использовать бинт, ленты).

Сюжет. Вы говорите, что плохо себя чувствуете и вызываете скорую помощь. Приходит врач-ребенок в халате и с медицинским оборудованием и задает вопросы:
- Что у вас болит? Где? Насколько сильно? Давно? Какие лекарства пили?
Врач осматривает пациента. Измеряет температуру, слушает сердце, проверяет горло. Если он посчитает нужным, то отправляет в больницу на более серьезные процедуры.

Игра развивает у ребенка чувство милосердия, желание помочь, утешить, позаботиться о близком.

Во время игры вы можете выучить вместе с ребенком стихотворение:

Не бойтесь, пожалуйста, доктора льва.
Он в горло зверюшке заглянет сперва
И выпишет срочно рецепт для больного:
"Ни капли соленого, острого, злого.
Без самого доброго, нежного слова,
Без лучшего слова не лечат больного".

Формируйте у ребенка правильное отношение к миру не только при помощи слов, но и своим собственным примером — словами и действиями. Ведь все, что делают взрослые, находит отражение в детской игре.

Еще по теме: