Может быть, вы помните эту картину из детства. Папа читает вслух, а мама в это время рукодельничает, вы вполуха слушаете, но больше, конечно, играете и думаете о своем. Для многих из нас такой семейный досуг — это приятное воспоминание. Сейчас по вечерам мы прячемся за мониторы своих компьютеров и планшетов, где-то между танчиками и комментариями в соцсетях. Теряется ощущение, что семья — это не только общий быт, что обсуждать можно не только работу. 

Главное условие семейных чтений — делать это вместе и регулярно. Заваривать свежий чай, может быть, печь пирог, устраиваться поудобнее. Или вечером, перед тем как ребенок уснет, выделять немного времени и собираться вместе, чтобы почитать. Если у вас в принципе "читающая" семья, ребенок быстро втянется в процесс и для него это будет естественным. Если же пока он не проявляет интереса к книгам, вы можете дополнительно простимулировать его несколькими способами.

Запишитесь в библиотеку

Если рядом с вами есть современная библиотека, где между шкафчиками с книгами валяются разноцветные пуфики, стоят кресла, на столах компьютеры, а в мультимедийном зале чаще всего идет какой-нибудь мастер-класс или писатель презентует свою новую книгу, вам повезло. Но и обычная районная библиотека — это тоже интересно. 

Там нужно говорить вполголоса, там пахнет совсем по-особенному, а выбранные книги записывают в специальную карточку. И такой атмосферы больше нет нигде. Поводом к походу в библиотеку может стать список книг, который выдают на лето уже после первого класса, предложение найти книжку, которая вам нравилась в детстве или, например, книжку, по которой нарисован любимый мультфильм малыша. Нужно же узнать, с чего все начиналось.

Регулярно наведывайтесь в книжный магазин

Между прочим, книжный — это не только книги, это еще и канцтовары, и открытки, и даже игрушки. И если ребенок пока не привык выбирать книжки, начните с других отделов, попутно просите его подождать, пока мама посмотрит новинки, пусть он видит, как вы выбираете книги, читаете аннотации, листаете — дети берут пример со взрослых. 

В детском отделе выбирайте книги с красивыми обложками и иллюстрациями, обсуждайте выбор с ребенком, рассказывайте ему вкратце сюжет, интересуйтесь его мнением. 

После похода в книжный можно в ближайшей кофейне выпить какао с мороженым и еще раз пересмотреть покупки, строя планы, какие еще книги нужно посмотреть в следующий раз. Поверьте, после третьего такого похода, книжный станет для ребенка местом, где всегда праздник. 

Выбирайте книги, интересные всем участникам

Конечно, пока ребенку не исполнится 5 лет, читать придется детские книги. Но это может быть даже забавно, посмотреть взрослыми глазами на Винни-Пуха, Карлсона, Маугли. Выяснить, что Мэри Поппинс была та еще стерва. Отдельно можно почитать сказки разных народов мира — амхарские, японские, китайские и другие. Это будет интересно не только малышу.

А вот с ребенком старше 5 лет уже можно делать ставку на приключения. Джек Лондон, Майн Рид, Жюль Верн, Виктор Гюго и Александр Дюма — хороший выбор для семейных чтений. Может быть, ребенок не все еще поймет, но его точно увлечет сюжет. А заодно и папу, который вряд ли с юности перечитывал романы этих писателей. 

Правила семейных чтений: 

  • договоритесь, что это только ваше время, никаких телефонных переговоров по работе и месседжей ребенку от друзей в соцсети;
  • если ребенок маленький, позаботьтесь о том, чтобы он сидел рядом и видел книгу, тогда он сможет следить взглядом за тем, где вы читаете, рассматривать картинки;
  • читайте с выражением и эмоционально, выберете манеру чтения, темп, тембр голоса, степень драматизации, театральности, расставляйте правильно акценты. Так вы сможете приковать внимание ребенка к чтению, сделаете вечер куда интереснее, чем просмотр передачи по телевизору;
  • когда читает ребенок, подсказывайте ему слова, которые он не может прочитать, не подгоняйте и не перебивайте;
  • договоритесь, пока один читает, остальные могут заниматься какими-то делами, не отвлекающими от книги — рисовать, шить, вышивать, вязать, собирать модельки самолетиков и так далее. Любое дело, требующее рук, но не головы;
  • обсуждайте прочитанную книгу, ее героев, ситуации, учите ребенка формулировать и высказывать свою точку зрения, в будущем это поможет ему и в учебе, и в жизни. 
Еще по теме: