Игра для ребенка — это самый простой способ познать мир, примерить на себя разные роли, прожить и пережить ситуации, с которыми ему предстоит столкнуться. Нам и самим не помешает освежить навыки игры, правда? Уж больно серьезно мы, взрослые, ко всему относимся. 
Какие бывают игры и какому возрасту они соответствуют? И какая роль в них отводится вам?

Манипулятивные игры

Что это: игры для формирования представлений ребенка о цвете, форме и величине предметов.

Как играть: ребенок осуществляет простейшие действия: взять-перенести-кинуть, постучать-прокатить. Помогайте ребенку осваивать как можно больше вещей, которые он будет кидать и грызть, игрушки у ребенка должны быть разнообразные, начиная с погремушек, плюшевых мишек и неваляшек и заканчивая машинками, детскими синтезаторами и мозаиками.

Для какого возраста: с рождения до трех лет.

Формальные игры

Что это: ребенок повторяет действия за окружающими.

Как играть: малыш видит, как папа пинает мяч, и повторяет за ним, укрывает плюшевого мишку тряпочкой, как мама укрывает его самого вечером одеялом. Помогайте ребенку с освоением, обыгрывайте игрушки: "А сейчас мы покормим мишку! А теперь пусть мишка покатается на машинке. Покажи ему, как ты хорошо водишь машину. А теперь почистим ему зубки и положим спать". Наблюдая за вашими действиями, ребенок их повторяет и постепенно начинает играть самостоятельно, привнося новые действия, которые придумал уже сам, наблюдая за вами в жизни.

Для какого возраста: с рождения до четырех лет.

Функциональные игры

Что это: игры, развивающие ловкость и гибкость рук.

Как играть: дайте ребенку игрушку и возможность действовать самостоятельно, если у него не получится, то можно помочь. Когда ребенок познакомится с новой игрушкой, надо показать ему, как с ней нужно обращаться. При этом начинайте играть и держите ребенка за руки, чтобы он смог потом подражать последовательности действий. Например, пусть ребенок бьет игрушечным молотком по различным предметам, строит пирамиды из кубиков, нанизывает бусинки на шнурок, играет на музыкальных инструментах.

Для какого возраста: с двух до пяти лет.

Конструктивные игры

Что это: творческие игры, где ребенок выступает создателем.

Как играть: ребенок варит суп, строит дом из кубиков, при этом осмысливает назначение предметов, начинает понимать, как они между собой взаимодействуют. Покажите ребенку, как строится дом, какие есть возможности у его конструктора — строительство ступенек, скамейки, дорожки. После нескольких попыток, малыш увлеченно начнет воздвигать особняки с летними домиками и беседками. Помогайте при этом ребенку, подкидывайте идеи, но инициатива должна быть все равно исходить от малыша.

Для какого возраста: с трех до пяти лет.

Сюжетно-ролевые игры

Что это: игра детей с воображаемой ситуацией, сюжетом, ролью.

Как играть: потребуется как минимум два человека. Это игры в дочки-матери, в магазин, больницу, войнушку, при этом ребенок берет на себя определенную социальную роль, которую и осваивает. 

Подобные игры помогают ребенку жить в обществе, например, при игре в войнушку, сын осваивает роль защитника, учится быть сильным и умным. Играйте с дочерью в дочки-матери, пусть она перепробует все роли, сами создавайте ситуации, которые требуют от нее проявления инициативы, девочка во время игры будет осваивать роль матери, заботясь о вас или об игрушках. 

Также будет полезно играть в театр, ставить сказки, при этом развивайте сюжет не так, как описано в книжке — спросите у ребенка, что будет с Дюймовочкой, если она не встретит ласточку, а Белоснежка не откусит яблоко, как поступит ребенок? Во время сюжетно-ролевых игр развивается эмоциональная насыщенность и увлеченность ребенка, самостоятельность, активность и творчество.

Для какого возраста: с трех лет.

------------------------------------------------------------------------------------------
FamilyBoom-совет: играя с ребенком, постепенно сокращайте свою активность, уступая ему первенство в игре. Спустя некоторое время малышу уже не нужно будет ваше постоянное присутствие. Но не забывайте о внимании к успехам малыша, хвалите его за каждое достижение, так как сам он не всегда может реально оценить свои успехи.
------------------------------------------------------------------------------------------

Еще по теме: