На самом деле к японцам этот феномен не имеет никакого отношения. Японская система воспитания предполагает поощрение развития, японцы не запрещают ребенку пробовать новые виды деятельности, раскрывать таланты, проявлять любознательность и учиться. Смысл, видимо, исказился при переводе, потому что у нас такой подход трансформировался до "ребенок должен расти свободным, и до 7 лет ему ничего нельзя запрещать".

Чем грозит такой подход:

  • Отсутствие системы и границ дезориентирует ребенка. Он растет с искаженной системой ценностей, не понимая, правильно он поступает или нет.
  •  Осознавая, что ему можно делать абсолютно все, ребенок начинает вить веревки из родителей, требуя с каждым разом все больше и больше, а вы незаметно становитесь заложником его прихотей.
  • Не будет воспринимать никакие ограничения в принципе, так как для ребенка их не существует, а общественные места могут стать для вас самым нелюбимым местом, так как извиняться за ребенка, который испачкал тете шубу или кинул камнем в соседского мальчика, придется слишком часто.
  • Его ждут проблемы в школе (детском саду), а вас "серьезные" разговоры с преподавателями (учителями) о принципах воспитания вашего чада, ведь о дисциплине же ваш ребенок ничего и не слышал; 
  • Ребенок может вырасти непостоянным, поверхностным человеком, так как ни усидчивость, ни стремление к лучшему результату не стимулируются извне.
  • Ребенку сложнее социализироваться, мало кто любит людей, которые себе слишком многое позволяют.
Однако психологи утверждают, что некоторая доля свободы все же идет на пользу ребенку. 

Почему это полезно: 

  • Ребенок растет более уверенным в себе, потому что отсутствие запретов дети воспринимают, как поощрение и одобрение.
  • Малыш развивается быстрее, потому что успевает больше попробовать, чем его сверстники, которым нельзя кататься с горки, чтобы не испачкать новую куртку или лазать по деревьям, чтобы не упасть.
  • Ребенок считает, что этот мир приветливое место, которое дает ему все, чего он хочет, а значит, растет оптимистом.
  • Ребенок храбрее своих сверстников, а значит, будет более активным и успешным.
  • Фантазия ребенка не ограничена родительскими "нельзя" или "у тебя не получится", а вдруг это поможет ему стать великим изобретателем.
Для того чтобы вседозволенность не навредила ребенку, некоторые запреты все-таки необходимы. Это поможет поддерживать воспитательный баланс, а когда ваш ребенок вырастет, он даже скажет спасибо за эти ограничения. 

Запретить, нельзя помиловать

  • Запреты должны распространяться на всех членов семьи в равной степени, если ребенку нельзя есть конфеты перед ужином, то не позволяйте этого делать ни старшему брату, ни папе, не ешьте и сами.
  • Список запретов должен быть минимальным, иначе в них нет смысла. Ребенок не будет запоминать и серьезно воспринимать кучу запретов, для него слово "нельзя" станет пустым звуком, лучше, если требований будет по минимуму, но они будут основательными: "нельзя переходить дорогу на красный свет", "нельзя далеко отплывать от родителей на озере" — основа основ.
  • Требования и запреты нужно вводить постепенно, не стоит за раз ребенку говорить, что ему нельзя кушать сахар из сахарницы, садиться за стол с грязными руками, грызть ногти, кидать ложку в тарелку, разбрызгивая суп, и вообще, хватит болтать ногами и пререкаться.
  • Обязательны запреты, которые связаны с опасностью для жизни и здоровья ребенка, с окружающими его людьми и животными, запреты экспериментировать со шпилькой и розеткой никто не отменял, а запрет на кидание камней в детей и собаку, которая гавкает на малыша, даже не обговаривается.
  • Запрет на несоблюдение общепринятых норм морали, ребенок никогда не должен плевать на дяденьку, который сделал замечание малышу на улице, и уж тем более не кричать на подобного "обидчика". 
Важно поощрять: 

  • Есть самостоятельно. Начинается все с того, что малыш взял в руку ложку, зачерпнул кашу и отправил в рот, а привести это может к тому, что ребенок к совершеннолетию станет юным предпринимателем.
  • Помогать вам. Пусть у ребенка получается не так хорошо, как у вас, доверьте ему легкую работу, с которой он может справиться, обязательно поощряйте помощь, даже если она заключалась в том, что малыш просто поводил тряпкой по столу.
  • Рисовать красками. Да, первое время ребенок будет пачкать себя, стол и все, что находится вокруг. Просто уберите подальше свой любимый ковер, столик для рисования поставьте дальше от дивана, а ребенка переоденьте в футболку, которую не жалко испачкать красками, пусть малыш получает удовольствие от творчества.
  • Раздеваться дома. Если он любит ходить дома в одних трусиках, потому что ему так свободнее, ничего не мешает, не колется, то главное, чтобы вашему маленькому "Маугли" не было холодно. Поэтому предварительно проверьте, нет ли сквозняка и надеты ли на него носочки.
  • Кричать, бегать, прыгать дома. Поддерживайте активность ребенка, но следите, чтобы он не переусердствовал, иначе не обойтись без поломанных вещей и скандала с соседями.
  • Лазать по спортивным комплексам на улице. А где, если не на детской площадке это делать! Пусть ребенок даст волю физической активности, а вы в это время подстраховывайте своего малыша.
  • Играть с водой. Хорошо, если ребенок не боится воды, а с радостью брызгается, переливает воду, прыгает в нее, он занимается познанием, будьте при этом бдительны, чтобы ребенок никого не забрызгал и не затопил, да и сам себе не навредил.
  • Прикасаться и рассматривать вещи, которые могут легко сломаться. А почему нет? Предупредите его о том, чтобы он был осторожным, что вещь дорога вам, а сами будьте рядом, чтобы в крайнем случае спасти падающую вазу или планшет, на котором он решит покататься. 
  • Высказывать свое мнение, точку зрения. Она может быть диаметрально противоположной вашей, поговорите с ребенком, почему он думает именно так, а не иначе, ведите активный диалог, возможно, вы разговариваете с будущим великим оратором.
Еще по теме: