Одни считают, что это модно, а значит – хорошо. Другие, наморщив нос, со знанием дела заявляют, что изначально методика Монтессори предназначалась для детей с задержкой развития, а сама Мария вообще сдала сына в интернат. Мол, нашли кого слушать и у кого учиться. 

В чем же суть методики и для кого она была создана? 

Мария Монтессори (1870-1952) — известный итальянский педагог, выпускница Римского университета и первая в истории Италии женщина, окончившая курс медицины. Действительно, сначала она занималась, как бы сейчас сказали, с детьми с особенностями развития. Ознакомившись с трудами ведущих психологов, Мария изобрела свой собственный метод развития органов чувств. Результаты работы были потрясающими: ее воспитанники были представлены к экзаменам вместе с обычными детьми начальной школы и сдали их даже лучше .

Несколько лет спустя от особенных детишек она перешла к работе с обычными, и в 1907 году в Италии появилась первая школа Монтессори, воспитание и обучение в которой основывалось на принципах педагогики Марии. 

Каковы эти принципы? 

Ребенок — целостная личность, способная к саморазвитию. Развитие у детей протекает не так, как у взрослых. Задача педагога — не давать готовые решения, а лишь помогать делать что-либо, учиться, узнавать. Поэтому упор делается на самостоятельную работу. Для нее Мария разработала особый дидактический материал — он позволяет ребенку самому, без педагога, найти ошибки и исправить их. Это повышает и ответственность и уверенность в себе. 

Комната для занятий по развивающей методики Монтессори была разделена на 5 зон. Это зона практической жизни, где ребенок учится обслуживать себя, зона сенсорного развития (там находятся материалы для развития зрения, слуха, обоняния, осязания) , зона языковая, математическая и космическая, посвященная естественным и точным наукам. Чем заниматься сегодня — ребенок решал сам. Пособия для занятий делались из натуральных материалов — глины, дерева и прочих материалов. 

Монтессори выделила в развитии всех детей так называемые сензитивные (сенситивные) периоды, в которые максимально легко и эффективно приобретаются те или иные навыки. Большинство периодов приходятся на возраст 0 до 6 лет, поэтому так важно дошкольное развитие ребенка. Сензитивный период развития речи — от 0 до 6 лет, сенсорного развития — от 0 до 5,5 лет, развития движений и действий — от 1 до 4 лет, развития социальных навыков — от 2,5 до 6 лет, восприятия маленьких предметов — от 1,5 до 6,5 лет, восприятия порядка — от 0 до 3 лет (порядок здесь не аккуратность, а положение предметов в пространстве, взаимоотношения людей и прочее). 

Это усредненные сроки, у некоторых детей они могут произойти чуть раньше или позже. Понять, что время пришло, несложно — в этот период ребенок начинает проявлять интерес к тому или иному виду деятельности. 

 Как это работает на практике? 

Упрощенно говоря, у ребенка начинается активное сенсорное развитие. Сначала он накапливает информацию, потом учится ее перерабатывать и использовать. А в комнате к его услугам все необходимые пособия. Заинтересовался мелкими предметами? Отлично! Это необходимо для созревания участков коры головного мозга, отвечающих за моторику и речь. Пусть пересыпает гречку и рис в стаканчики, рисует пальцами по песку, складывает бусинки в стакан... 

Методы Монтессори начали перенимать педагоги из других стран. Ими восхищались, ведь дети, воспитанные по системе, отличались самостоятельностью и ответственностью, умели принимать решения. Их и критиковали. Основные претензии — недооценка ролевых игр в развитии ребенка и недостаток эстетического развития. Кроме того, противники считали: привычка ребенка самому решать, что он хочет, а что нет, создаст ему проблемы в школе. 

В нашей стране понятие "методика развития Монтессори" появилось в 1913 году. Позже ее даже планировали внедрить в детские сады, но руководство страны это не одобрило. Новая волна интереса возникла уже в девяностых, этот интерес не спадает и сейчас. 

Что касается взаимоотношений с собственным сыном, все было не так однозначно. Сложные обстоятельства ее личной жизни вынудили отдать ребенка на воспитание, но позже она воссоединилась с уже выросшим сыном. И вместе с ним организовала Международную Монтессори Ассоциацию, которая действует до сих пор.