Есть смешное детское стихотворение. Вроде про обезьянку, но в то же время про оптимизм и пессимизм: "Дали обезьяне только 3 банана – плачет обезьяна. Дали обезьяне целых 3 банана – скачет обезьяна!". Взрослый вариант звучит так: "Не можешь изменить ситуацию – измени отношение". Как научить ребенка правильному взгляду на жизнь? 

1. Подавать позитивный пример 

"Делай, как я" или "делай, как я говорю"? На детей больше влияет первый вариант. Автобус опаздывает, а мама ругает погоду, пробки и правительство? Причитает "опять мне не везет, что ж это такое"? У ребенка возникает ощущение, что мир – злой и враждебный. И что делать в случае неудачи, он совсем не понимает. 

А ведь можно и по-другому: "Давай прогуляемся пешком? Погода хорошая, а в автобусе душно". Или "Ждать тяжело? Давай, расскажу тебе специальную сказку для долгих ожиданий". Мало того, специалисты выяснили: у родителей, страдающих от депрессии, детям куда чаще свойственен пессимизм и заниженная самооценка. Так что не оставляйте собственные проблемы без внимания – это нужно и вам, и ребенку.
 
2. Не транслировать собственные страхи

Наш мир неидеален, и есть вещи, в которых очень сложно найти хорошее. Принять их тоже сложно – нам, взрослым. Ребенок пока не боится старости, болезней и смерти, войны, бедности. Боимся мы. И транслируем этот страх малышу всякими "не говори об этом", "не спрашивай, это сложно". А еще бесконечно запугиваем десятком разных вещей: качели могут ударить, от конфет болят зубы, ребята в песочнице отберут игрушку, цветок колючий, собака кусачая. 

Психологи советуют учить детей принимать грустные реалии: да, так бывает, это печально. Мне тоже хочется плакать, когда я об этом думаю. Давай погрустим вместе. Приняв и пережив проблему, ее проще отпустить. И снова радоваться жизни. Ведь именно позитивные эмоции помогают переживать потрясения и стрессы. Что касается предостережений и правил, их не должно быть слишком много – иначе мир выглядит одним большим газоном, по которому нельзя ходить. И по возможности стоит использовать позитивные формулировки: чтобы зубы были крепкими, съешь яблоко вместо шоколадки; чтобы подружиться с собачкой, не пугай ее и не трогай – звери этого не любят. 

 3. Учить уверенности 

 Недооценивая собственные силы, человек опускает руки: "Ну что я могу сделать? Разве это в моих силах?". Какой уж тут оптимизм, если от тебя ничего не зависит. Когда родители показывают ребенку, что верят в него, он начинает верить в себя. Избегайте обидных фраз "у тебя ничего не выйдет", "дай я сама сделаю", "опять ерунду говоришь", "тебя никто не спрашивал". Чаще доверяйте "очень важные дела" и обязательно хвалите за их выполнение, отмечая успехи. Помогайте преодолевать неудачи. И всесторонне развивайте, ведь специалисты выяснили – высокий интеллект и успехи в учебе помогают детям смотреть на мир оптимистично.