Конечно, достижения ребенка можно записывать хоть каждый день. Но психологи и медики все же выделяют основные вехи развития крохи. Успейте запечатлеть каждую из них!

Этап 1. Осознанность

Возраст: 2–3 месяца.

Моторика: малыш уверенно поворачивает голову и может держать ее вертикально несколько минут, когда лежит на животике. Он наконец-то разжал кулачки, выпрямил ножки и совершает ими активные движения.

Зрение и слух: кроха следит глазами за игрушками, предметами и людьми, поворачивает голову в сторону, откуда идет звук, реагирует на речь взрослых.

Эмоции: на смену плачу и недовольной рожице пришли обворожительные беззубые улыбки, которые чадо дарит родителям, близким и даже каждому, кто по-доброму обращается к нему.

Речь: к этому возрасту младенец научился гулить, и теперь отвечает смешными звуками на слова взрослых.

Этап 2. Познание мира

Возраст: 4–5 месяцев.

Моторика: ребенок может самостоятельно переворачиваться на живот и на спинку, берет игрушки, засовывает в рот кулачки и все, что попадается под руку.

Зрение и слух: малыш узнает лица родителей, различает тон, которым с ним разговаривают.

Эмоции: теперь кроху очень просто рассмешить, а мимика его стала гораздо богаче и разнообразнее.

Речь: чадо подолгу гулит и начинает сочетать разные звуки и слоги.

Этап 3. Самостоятельность

Возраст: 6–7 месяцев.

Моторика: малыш способен подползти к игрушке или даже уверенно проползает достаточно большие расстояния, поднимается, опираясь на ручки, подтягивается и пытается сесть. В этом возрасте активно развивается и мелкая моторика: ребенок перекладывает игрушки из руки в руку, все ощупывает, пытается засунуть пальцы в дырочки и щелочки, а также учится брать маленькие предметы пальчиками, а не пятерней.

Зрение и слух: этот период — время развития восприятия. Кроха узнает себя и близких в зеркале и на фотографиях, показывает глазки, носик, ротик. Также он запомнил и способен узнавать животных и предметы, которые ему часто показывают. В этом возрасте детки с удовольствием слушают стихи и сказки, начинают рассматривать книжки.

Эмоции: младенец часто просится на ручки, пугается чужих и начинает активно демонстрировать свои желания, испытывая родителей на прочность. Однако, это еще не время для строгого воспитания: для гармоничного развития личности малышу необходимо, чтобы мама отзывалась на его просьбы.

Речь: произошел скачок в понимании речи, и теперь ребенок может показать на предмет, о котором его спрашивают. Он пробует и сам произнести первые слоги, многократно повторяет их ("ма-ма-ма", "па-па-па", "ба-ба-ба").

Этап 4. Подражание

Возраст: 8–10 месяцев.

Моторика: в этом возрасте дети уверенно сидят, а также пытаются стоять, приплясывать и ходить, держась за опору. Большинство малышей начинают повторять жесты взрослых: машут "пока-пока", хлопают в ладошки и прочее. Игры также усложняются: кроха открывает и закрывает ящики и кастрюли, вставляет одну матрешку в другую, складывает игрушки в коробки. Во время еды пытается сам взять ложку, хватает руками кусочки еды, осваивает поильник или чашку.

Зрение и слух: ребенок откликается на свое имя, узнает многих людей, животных, предметы, показывает на них.

Эмоции: всегда милый малыш вдруг начинает проявлять волю и отказывается от пищи или скидывает на пол игрушки, шкодит и упорно движется к намеченной цели. Не беспокойтесь — это нормальный этап развития личности.

Речь: слоги, которые произносит кроха, все больше похожи на настоящие слова, а интонация напоминает разговор взрослого человека.

Этап 5. Совсем большой!

Возраст: 11–12 месяцев.

Моторика: малыш стоит без опоры, уверенно ходит за ручку или даже делает первые самостоятельные шаги. Мелкая моторика постоянно совершенствуется, и вот он уже построил башню из кубиков или собрал пирамидку.

Зрение и слух: к этому возрасту ребенок прекрасно воспринимает речь на слух и умеет отличать разные предметы и живых существ по особым признакам.

Эмоции: чадо постепенно приближается к кризису 1 года (если он еще не наступил), а значит, становится капризным, требовательным, отказывается от того, что предлагают взрослые. В то же время это этап активного общения и установления привязанностей. Именно в возрасте около года дети начинают проявлять нежность к родителям, друзьям и любимым игрушкам, лезут обниматься и целоваться.

Речь: самое время для первых слов. И пусть они даже состоят из одного-двух слогов, это уже полноценная речь, ведь каждое слово обозначает определенного человека, животное или предмет.