Несомненно, все родители хотят для своих детей лучшей доли. Этим и объясняется порой навязчивая идея об успеваемости чада, не допускающая никаких других оценок кроме высших. Отличник, мол, в жизни удачнее сможет устроиться. По крайней мере, лучше, чем они, родители. Однако, как показывает практика, отличная успеваемость в школе далеко не всегда помогает людям успешно выстраивать свою жизнь после выпускного. Порой даже наоборот.

"Синдром отличника"

Родители, предъявляя ребенку завышенные требования по учебе (а иногда такие требования распространяются и на все сферы жизни наследника), формируют у него определенное отношение к жизни. Ребенок начинает жить по навязанной ему модели: стараясь соответствовать идеализированным ожиданиям окружающих, стремится во всем быть лучшим. Мотивы ребенка могут быть разными: страх наказания, ожидание поощрения, стремление заслужить любовь близких.

Начиная самостоятельную жизнь, молодые люди по привычной модели продолжают делать все дела, даже совсем незначительные, на отлично. Вслед за родителями они начинают предъявлять необоснованно высокие требования не только к себе, но и к окружающим. В результате все несоответствия или ошибки воспринимаются ими как личная катастрофа и приводят к постоянной неудовлетворенности собой и жизнью.

На заметку родителям-перфекционистам

Прежде всего, родители должны понимать, что положительная самооценка, уверенность в себе, активность и инициативность будут намного сильнее способствовать тому, чтобы ребенок успешно реализовал себя в будущем, чем отличные оценки в школе и высшие награды на кружках. Требуя от ребенка во всем достигать лучших результатов, члены его семьи лишь способствуют тому, чтобы он вырос закомплексованным, зависящим от чужого одобрения, неудовлетворенным собой человеком, боящимся неудач.

Родителям, несмотря ни на что ждущим от сына или дочери высокой успеваемости, следует учитывать такие немаловажные факторы, как прилежание и природные способности. Если малыш плохо учится из-за особенностей своего темперамента, бессмысленно его за это наказывать. Так можно не только вызвать отвращение к учебе, но и добиться появления неврозов.

Психологи заметили, что лучше всего учатся дети-флегматики, так как они уравновешены и усидчивы. Труднее всего в школе (особенно в начальной) приходится холерикам, так как они рассеяны и легко возбудимы. Из-за переживаний при выполнении ответственного задания такие дети зачастую выдают результат гораздо ниже, чем могли бы показать в спокойном состоянии. Не следует также забывать и о складе ума. Если ваше чадо – стопроцентный гуманитарий, ему будет очень непросто получать высокие оценки по математике.

Бесспорно, получать отличные оценки, как и быть родителем отличника, очень приятно. И все же не стоит любыми способами делать из сына или дочери отличника. Намного большую пользу в будущей жизни ребенку принесет умение ставить цели и добиваться их исполнения. Маленький человек должен понимать, что уже в школе он ответственен за свою жизнь. Поэтому если он в будущем хочет стать хорошим специалистом и получить престижную профессию, придется постараться уже сейчас.