Специалисты считают, что обучение самостоятельному питанию и первое знакомство со столовыми приборами лучше всего начинать с 6-месячного возраста — с момента введения прикорма. В планах – к году научиться держать ложку и зачерпывать ею еду, а к полутора годам уже и вовсе есть самостоятельно. Но на деле детки по-разному воспринимают этот процесс и новый навык может появиться чуть раньше или чуть позже. 

Подготовьтесь 

Начнем с приятных хлопот – покупки детской посуды. Ложечка с хватом под детские пальцы, тарелка с высокими краями на присоске, кружка с двумя ручками. Яркая посуда из безопасного пластика внесет элементы игры в обучение. Интересно, что некоторые дети охотнее начинают есть вилкой, а не ложкой, поэтому купите на всякий случай еще и детскую вилку с закругленными зубцами – рано или поздно настанет и ее звездный час. 

Продумайте меню 

Ребенок будет стараться самостоятельно есть с охотой только в том случае, если еда будет доставлять ему удовольствие. Больше вкусной еды! Еще чуть больше, чем вы думали, потому как не многим ложкам суждено оказаться во рту. Важно учитывать и консистенцию блюда – в идеале она не слишком жидкая и хорошо зачерпывается (творог, каша, крем-суп). Если сегодня у вас эксперимент с вилкой, то на тарелке должны оказаться порезанная кусочками отварная морковь, картофель или брокколи.

Показывайте, будьте рядом 

Считается, что существует только один надежный способ заинтересовать ребенка приемом пищи – это всей семьей дружно есть за общим столом. Делать это лучше с самых ранних месяцев и даже в том случае, если ребенок находится на грудном вскармливании. Стараясь предоставить ребенку некоторую самостоятельность в дальнейшем, не стоит вдаваться в крайность и полностью его игнорировать. Будьте рядом – малыш может начать капризничать или испугаться, ему просто необходима ваша поддержка.

Тренируйтесь 

Где еще малыш что-то зачерпывает и уверенной ручкой подносит к цели? Правильно, в песочнице с лопаткой и ведерком. А еще помогает накормить чем угодно маму или кукол.

Помогайте

Одну ложку – себе, другую – ребенку. Пока малыш уверенно размазывает кашу вокруг рта, вы одновременно показываете на своем примере, каково оно – подносить ложку точно к цели. В процессе можно несколько раз поддержать его ручку, а под конец и самостоятельно докормить. 

Терпите 

Будьте готовы, что не одна и даже не десять тарелок с кашей будут перевернуты и что после «кушаний» точно придется тратить по несколько минут на отмывание кухни. Но достигнутый совместными усилиями результат однозначно будет того стоить. Подготовьтесь заранее – переоденьте ребенка во что-то, что легко отмыть и не жалко испортить, застелите пол клеенкой, а в летнее время вообще лучше кормить его в трусиках. 

Хвалите 

Ничто так не закрепляет пройденные шаги, как позитивная реакция. Хвалите ребенка абсолютно за все: за то, что поднял ложку; за то, что копирует ваши движения; за то, что не перевернул сегодня тарелку — он ведь у вас самый старательный и со временем все получится! Специалистами уже доказан тот факт, что пищевое насилие не приносит ничего хорошего ни психике малыша, ни его желудку.