Запретов не должно быть слишком много – это приводит к путанице. Они не должны зависеть от маминого настроения – сегодняшнее "как ты мог, иди в угол" и завтрашнее "ну ладно, так и быть" вносят беспорядок и сумятицу в жизнь ребенка. Кроме того, они не должны подавлять личность ребенка. Поэтому специалисты советуют не запрещать ребенку:

1. Выражать негативные эмоции

Не плачь, это некрасиво. Не злись, хорошие дети так не ведут себя. Не ной – надо потерпеть. Многие родители позиционируют выражение отрицательных эмоций как плохое, стыдное, недостойное. Закрой все чувства на замок и будь хорошей девочкой, как в известном мультфильме. Ну или мальчиком, неважно. В итоге ребенок не учится справляться со злостью, раздражением, тоской. И повзрослев, по-прежнему загоняет все чувства вглубь, страдая и переживая еще больше.

Задача родителей – помочь справляться с накатившими эмоциями, без вреда для себя и окружающих. Можно и нужно проговаривать свои чувства: мне плохо, больно, обидно, я злюсь. А потом – анализировать их, переживать и отпускать.

2. Отстаивать свое мнение

Покладистый и удобный ребенок, который никогда не спорит и со всем соглашается – ну разве не мечта? Кашу на завтрак – значит, кашу, шапку с ушами – значит, шапку, скрипка вместо волейбола – как скажешь, мама. Но если заглянуть чуть вперед и представить такого же взрослого человека, картина будет менее радужной. 

Очень важно различать детские капризы и собственную точку зрения, которая действительно важна для ребенка. Последнее стоит обсуждать, особенно с детьми, вышедшими из дошкольного возраста. И даже если вы в корне не согласны – объяснять свою позицию и стремиться к компромиссу, а не давить с позиции "не спорь, мама здесь я" и "потому что я так сказала!" 

3. Не давать всем подряд любимые вещи

Надо делиться, дай Маше свою куклу! Фу, как некрасиво – нельзя жадничать, пусть Сережа возьмет твою книжку. Подобные картины то и дело можно наблюдать на детской площадке: родители вырывают у рыдающего ребенка игрушку, чтобы "не рос жадным". Ребенок видит все это иначе: мама вероломно отнимает любимую вещь, чтобы отдать чужому неприятному мальчишке или девчонке. Разве это справедливо? 

Известный детский психолог Эда Ле Шан в своей книге вспоминает, как отругала дочку за "жадность". А потом подруга попросила у нее самой любимую шаль – на время, поносить. И только тогда она поняла, как сложно бывает одолжить вещь, которая тебе дорога.

Во избежание конфликтов можно, например, предложить ребенку не брать самые любимые игрушки во двор или в садик, а брать лишь то, что не жалко дать поиграть другим.

4. Иметь секреты

Полное доверие между ребенком и взрослым – это прекрасно. Но не надо путать это с вторжением в личное пространство. Безобидные секреты, тайные дневники, перешептывание с подружками, первая влюбленность – ребенок имеет право оберегать от вмешательства взрослых что-то свое, личное. Обычно это начинается в подростковом возрасте, когда вчерашний ребенок осознает себя отдельной от родителей личностью. В это же время мнение сверстников и их оценка становится важнее, нежели мнение взрослых. И уважение к этой новой личности как раз и есть один из важных моментов доверия между родителями и детьми.

5. Проявлять самостоятельность

У тебя ничего не получается! Я сама сделаю, не трогай! Когда ребенок только начинает чему-то учиться, проще и быстрее сделать это за него. Но так мы рискуем делать это очень и очень долго – рано или поздно порывы самостоятельности пройдут, а уверенность в собственных силах сильно понизится. Так что лучше ненавязчиво помочь, но не запрещать и не ругать за неудачи.